Заказчики знают, что типографии часто сдают продукцию с браком: искажение цветового тона при печати, плохая проклейка листов в корешке и нетоварный вид упаковки пачки — это лишь малая часть проблем, возникающих при офсетной печати и финишной обработке издания.
Если предъявлять претензии типографии цивилизованно, то нужно поднять договор на изготовление тиража, в котором, естественно, всё не предусмотришь. Хотя некоторые заказчики стремятся перечислить все возможные ошибки типографии, а договор при этом по количеству страниц становится похож на первый, а иногда и на все четыре тома «Войны и мира» Льва Толстого.
На количество брака влияет и уровень подготовки персонала, и установленное в типографии оборудование. Но главное — это общая организация работы, которая должна быть построена на основе документов, не только принятых внутри типографии (технологические карты, форма договора с заказчиком и т.д.), но и на уровне отрасли — это стандарты и своды правил.
Выход простой — качество изготовления полиграфической продукции нужно описывать, ссылаясь на отраслевые или национальные стандарты. Таким образом, в одном предложении можно будет сказать, что качество финишной обработки должно соответствовать стандарту такому-то, а качество офсетной печати — такому-то.
Конечно, в Советском Союзе стандарты на печать существовали, и на многие из них ссылаются до сих пор. Но за четверть века полиграфические технологии ушли далеко вперед, и в результате мы имеем болото с островками из стандартов советского прошлого.
Однако луч света всетаки есть: в крупных типографиях, работающих в основном с журнальными издательскими домами, которые требуют высокого качества печати рекламных брендов, постоянно идет работа по созданию внутренних стандартов предприятий (об этих документах мы планируем рассказать в следующих номерах журнала КомпьюАрт). И персонал по этим стандартам уже научился работать, но это, опять же, островки российской полиграфии.
Кстати, по поводу стандартизации допечатных процессов имеется следующая новость. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2009 года № 652 утвержден и вводится в действие с 1 января 2011 года национальный стандарт «Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 1. Параметры и методы измерения».
Данный стандарт фактически является адаптированным к российской действительности западным стандартом — он идентичен международному стандарту ИСО 12647-1:2004 «Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков».
Над стандартом работали (а точнее, качественно переводили) в Техническом комитете по стандартизации ТК 350 «Технология полиграфии», который возглавляет Вячеслав Николаевич Воргачев. В комитет входят профессионалы своего дела: преподаватели МГУП (теория) и представители типографий (практика).
КомпьюАрт: Почему первый национальный полиграфический стандарт посвящен допечатным процессам?
В настоящее время в связи с повсеместным внедрением компьютерной обработки изображений стало возможным корректирование, редактирование и представление изображения в цифровой форме. Результаты можно видеть на мониторах компьютеров, экранах телевизоров и другой видеотехники. Работа с цветом переместилась из типографий в издательства и дизайн-бюро.
Таким образом, при изготовлении цветной репродукции, при полиграфическом исполнении книг, журналов и газет, которые тоже в основном стали цветными, а также других печатных изделий (этикетки, упаковки) необходима согласованная работа специалистов, принимающих оригиналы, и специалистов, изготавливающих цветоделение, цветопробу и печать. Соблюдение определенных количественных характеристик позволяет прогнозировать результаты печати. Дизайнерам и печатникам становится проще работать.
При введении стандартов появляется перспектива объективно оценивать качество продукции, опираясь на количественные показатели. Сейчас такая оценка в большей степени субъективна: нравится или не нравится оттиск. В результате — суды, споры, перепечатки.
Полиграфический комплекс России — единственный, в котором в настоящее время отсутствует современное техническое регулирование. В СССР была система отраслевой стандартизации с ВНИИ полиграфии. Система отраслевой стандартизации закончилась. ОСТы отсутствуют.
Нами определена программа разработки стандартов до 2012 года. Мы включили в нее три международных стандарта и начали с их перевода. Составили список, из порядка 26 стандартов, которые нужно делать в первую очередь. Утвержден первый национальный стандарт, на который были выделены деньги (около 200 тыс. руб.).
Сотрудники и преподаватели МГУП фактически работали над стандартом «за спасибо». И еще — разработка других стандартов должна в будущем внести изменения в подготовку специалистов для отрасли от профессионального до высшего образования.
Как всё начиналось...
15 декабря 2002 года Государственной Думой был принят и с 1 июля 2003 года введен в действие Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ. Закон являлся комплексным законодательным актом РФ и имел на то время огромное социальноэкономическое значение, поскольку был направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей.
Национальные стандарты создаются и принимаются с целью обеспечения безопасной и эффективной работы на основе единых подходов и условий для участников технического регулирования. Эти стандарты определяют унифицированные подходы и требования для участников технического регулирования в различных отраслях промышленности. Они включают нормы и требования, обеспечивающие выполнение технических регламентов, а также нормы и требования стандартов организаций, которые приобретают национальный характер и целесообразны для применения в различных отраслях экономики. Национальные стандарты являются инструментом подтверждения соответствия требованиям технических регламентов. Дадим определение трем основным документам, на базе которых должна быть построена деятельность производственного комплекса страны.
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Национальный стандарт — утверждается национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.
Правовой статус национальных стандартов и (или) сводов правил России установлен в гл. 3 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Главным в определении этого статуса является добровольность их применения (ст. 12 закона), позволяющая изготовителям объектов технического регулирования самостоятельно принимать решение об их использовании. В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил.
Использование на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может даваться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил.
Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается использование иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Национальные стандарты и своды правил принимаются в целях:
В ходе формирования национальной системы стандартизации, в частности при создании национальных стандартов, необходимо осуществлять взаимодействие с международными организациями в области стандартизации. Сотрудничество необходимо для обеспечения всестороннего подхода к каждой отдельно взятой сфере стандартизации.
|
Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов, в связи с чем все ГОСТы утратили обязательный характер и стали применяться добровольно. До принятия технических регламентов должны были действовать ГОСТы, принятые ранее, а также санитарные и строительные нормы и правила.
Закон предусматривал благие цели: дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования и имел целью устранить необоснованные технические и административные препятствия в развитии предпринимательства, облегчить бремя обязательной сертификации, прекратить хозрасчетную деятельность надзорных органов, упорядочить в целом разработку обязательных технологических норм.
Новый закон заменил законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», а также положения многих других законодательных актов, касающихся правоотношений в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления контроля за их соблюдением. Положения закона охватывали все отрасли народного хозяйства.
На переходный период в систему технического законодательства также входили оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствовали целям технического регулирования, как это было определено переходными положениями закона, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46). Сюда же на переходный период входили федеральные законы и акты правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями закона.
... и чем закончилось
Со вступлением в силу закона «О техническом регулировании» перестала действовать как обязательная для применения большая часть нормативно-технической базы страны, насчитывавшая около 170 тыс. документов, а взамен за три с половиной года был принят всего один. Разработка новых законодательных актов — технических регламентов — оказалась невозможной ввиду их надуманности и порочности самого закона. К 2010 году, когда завершится переходный период, отпущенный на принятие техрегламентов, российская экономика останется без нормативно-технических документов, и в ней начнется хаос. Его признаки наблюдаются уже сегодня. Так что попытки реформировать эту сферу потерпели крах. Причем сам закон не имеет аналогов в мире. И хотя его апологеты декларировали необходимость равняться в этом деле на Запад, они не удосужились хотя бы ознакомиться с тем, к чему призывали.
Президент России Дмитрий Медведев констатировал, что по сей день закон «О техническом регулировании» так и не заработал. На то есть причины, вызванные в том числе безосновательными попытками придать законодательный статус сугубо отраслевым и производственным нормативно-техническим документам, из-за чего проистекают ошибочность и несостоятельность многих основных положений закона. Причем название закона не соответствует его содержанию, и даже не указана его цель. Это свидетельствует о непонимании проблемы и делает закон из-за отсутствия обоснованного предмета регулирования юридически несостоятельным. А трактовка в нем ряда основных понятий и положений противоречит как общепринятым международным нормам, так и семантике русского языка.
Относительно недавно, в декабре 2009 года, Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании”». В справке к документу говорится, что он предлагает законодательно закрепить «возможность признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в России».
Внесенные в закон «О техническом регулировании» изменения создают правовую основу для применения на добровольных началах лучшего международного опыта для решения экономических задач, преодоления технологического отставания и создания условий для технологического обновления предприятий и организаций — говорится в справке.
|
После принятия закона прошло три года, и тогдашний председатель Правительства РФ Михаил Фрадков при обсуждении исполнения закона в апреле 2006 года начал бить тревогу: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 году, когда будут разработаны какието технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне».
Через несколько лет именно дату вступления закона в силу (1 июля 2003 года) патриоты российской промышленности начнут отмечать как день начала ее развала. И, чтобы не допустить окончательного развала российской промышленности, на заседании Госсовета, состоявшемся еще 24 ноября 2009 года в Ульяновске, Дмитрий Медведев начал говорить о необходимости отмены этого порочного закона и надуманных технических регламентов, которые являются фальсифицированными отображениями стандартов, а также о единственном выходе из сложившейся ситуации — возврате к системе стандартизации: «Здесь беда какая-то. Может быть, распустить вообще эти наши органы по техническому регулированию». Дмитрий Медведев допустил возможность отмены принятого ранее закона о техническом регулировании, мотивируя это тем, что он не работает. По словам президента, нужно не совершенствовать нормы и правила, а создавать новые. «Вопрос в том, как это делать. Я поручаю правительству с этим разобраться. Может быть, отказаться от закона о техническом регулировании. Он не работает», — заявил Дмитрий Медведев. По его мнению, лучше отдать всё это одному ведомству и пусть оно возьмет правила Евросоюза и надлежащим образом их переработает. «Иначе это будет бесконечно продолжаться», — заметил президент.
Практика применения закона «О техническом регулировании» показала низкую эффективность заложенных в нем правовых институтов: за семь лет было принято всего 11 технических регламентов, а согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы.
Недовольство Президента России докатилось и до полиграфической отрасли, поэтому в начале марта был проведен круглый стол на тему «Полиграфический комплекс страны и проблемы его технического регулирования». Организаторами этого мероприятия стали Межрегиональная ассоциация полиграфистов и Технический комитет по стандартизации ТК 350 «Технология полиграфии» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Уже другой президент, а именно президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Александрович Кузьмин, открывая совещание, заметил, что «принятый в 2002 году и вступивший в силу с середины 2003 года закон “О техническом регулировании” в корне изменил всю систему стандартизации в стране. Цель, которую преследовали его создатели, заключалась в том, чтобы дать возможность бизнес-сообществу самому определять положения и нормы на рынке. Вот такая была идеалистическая идея: отодвинуть организационные структуры и не дать чиновникам мешать развитию бизнеса.
КомпьюАрт: Почему для полиграфической отрасли должны разрабатываться только национальные стандарты и своды правил, которые необязательны к применению, а обязательный технический регламент, который принимается на высшем уровне, полиграфии не нужен?
-
защиты жизни и здоровья граждан;
-
защиты имущества физических и юридических лиц;
-
охраны окружающей среды;
-
предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Принятие их в других целях не допускается. Полиграфическая отрасль перерабатывает информацию и наносит ее на разные носители. И если может причинить вред, то только смыслом напечатанного, а это уже контролируется другими законами.