Оценка ситуации на полиграфическом рынке России
в 2016 году.
Опрос проведен 21-24.03.2016 г. среди членов Национальной Ассоциации полиграфистов по предложению заместителя директора по развитию типографии ООО «ИНТ» Грузина Андрея Алексеевича.
Опрос проводился среди 170 полиграфических организаций, членов Национальной Ассоциации полиграфистов.
На предоставленные вопросы ответили 43 полиграфические организации.
Перечень вопросов:
1) Как вы оцениваете текущее состояние отрасли (в рублевом выражении):
- Отрасль растет – 11%
- Отрасль не изменяется – 11%
- Отрасль снижается – 78%
2) Какова динамика выручки на вашем предприятии (в рублевом выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года):
- Выручка растет – 17%
- Выручка не изменилась – 28%
- Выручка снижается – 55%
3) Какова динамика прибыли на вашем предприятии (в рублевом выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года):
- Прибыль растет – 8%
- Прибыль не изменилась – 21%
- Прибыль снижается – 45%
- В данный момент убытки – 26%
4) Какова динамика количества заказов на вашем предприятии (по отношению к аналогичному периоду 2015 года):
- Количество заказов растет – 21%
- Количество заказов не изменилась – 21%
- Количество заказов снижается – 58%
5) Как вы оцениваете перспективы отрасли в 2016 году по отношению к 2015:
- Оптимистично (спрос будет расти) – 8%
- Нейтрально (значимых изменений не будет) – 38%
- Негативно (спрос будет сокращаться) – 54%
6) Планируете ли вы инвестиции в 2016 году:
- Да, планирую инвестировать – 32%
- Нет, не планирую, буду ждать, когда снизятся цены – 21%
- Нет, не планирую, средств не хватает – 47%
7) Используется ли на производстве цифровая печать:
- Да – 70%
- Нет – 30%
8) Есть ли в парке оборудования промышленная цифровая техника:
- Да – 60%
- Нет – 40%
9) Приблизительный оборот компании (рублей в год):
- До 20 млн – 32%
- До 40 млн – 26%
- До 100 млн – 29%
- До 300 млн – 13%
- Больше 300 млн – 0%
10) Планируете ли Вы дополнительные расходы на обучение персонала:
- Да, значительные – 11%
- Нет, расходы на обучение останутся прежними – 46%
- Нет. Расходы будут снижены – 6%
- Нет. Расходы не запланированы – 37%
11) Нужны ли Вам дополнительные каналы поступления заказов? Готовы ли Вы тратить на это деньги:
- Да, заказов остро не хватает – 69%
- Ничего менять не планируем – 31%
- Нет, заказов и так хватает, не знаем, куда их девать – 0%
12) Есть ли в Вашей компании система мотивации персонала? Какие способы Вы считаете самыми эффективными:
- Материальное поощрение. – 50%
- Устная благодарность руководителя. – 15%
- Награждение Почётными грамотами – 15%
- Присвоение Почётных званий. – 10%
- Корпоративные мероприятия. – 6%
- Предоставление дополнительных выходных дней – 1%
- Другое: обучение – 1%, соц. Программа – 1%, коллективный договор – 1%
Дополнительные вопросы с открытыми ответами:
13) Что сейчас мешает развитию полиграфической отрасли?
- кризис в стране в целом – 26% (остальные ответы по 3%);
- отсутствие российского производства материалов и сильная зависимость от курса рубля, так как 90% материалов и оборудования - импорт, на который еще и повышаются таможенные пошлины;
- низкая платежеспособность заказчиков;
- нет поддержки от государственных структур;
- высокие налоги и штрафы от контролирующих органов;
- рост цен на материалы и энергоресурсы;
- нет долгосрочных кредитов с низкими ставками для приобретения нового оборудования;
- большая конкуренция, низкий уровень материального состояния граждан, экономический спад в стране;
- высокий курс доллара, рост цен на расходные материалы;
- нестабильность рубля;
- непомерный рост цен на бумагу и расходные материалы;
- сильно мешают компании, снижающие цены на производимую продукцию до самого минимума, любыми способами (в том числе и путем обмана клиентов). Такая политика обесценивает работу типографий и выйти на прежний уровень будет очень сложно. Также мешает сговор бумажных компаний. Отсутствует поддержка со стороны российских производителей. Бесконечный рост стоимости бумаги (в первую очередь российских компаний) и постоянное снижение цен на полиграфию от конкурентов;
- нестабильность на рынке (валютная и банковская);
- доступность образования и низкий уровень подготовки кадров;
- дорогие кредиты;
- отсутствие дешевых денег для развития. Отсутствие правильного кредитования. При такой политике правительства далеко не уедешь;
- демпинг, нехватка профессиональных кадров, в стране все бумажные комбинаты выкуплены иностранцами, дороговизна материалов и нестабильность в их ценнике;
- демпинг, снижение цен;
- кадровый голод, сильная зависимость от импорта сырья;
- из-за экономической обстановки многие постоянные клиенты разоряются или просто не готовы тратить деньги на рекламу из-за отсутствия средств, по сути мы конкурируем с хлебом;
- пляска курса валют;
- конкуренция с других регионов. Курс валюты;
- система Государственных закупок: типографии районного уровня на Крайнем Севере с тарифами на тепло-энергоносители по "северным" нормам и затратами на завоз бумаги и расходных - невозможно конкурировать с типографиями областных центров -Новосибирск, Красноярск, Москва и т.д. Кроме того на стоимость продукции накладывается 18%НДС. По сравнению с частником на упрощенке - я сразу же проигрываю по НДС. Таким образом все муниципальные заказы "уходят" в центральные города РФ.
- состояние экономики.
14) Какие, на Ваш взгляд, есть пути решения?
- работать нужно;
- налаживать российское производство материалов. В частности - качественного картона и бумаги, производства которых просто нет в стране с огромным количеством леса;
- надеяться на лучшее;
- улучшение качества продукции;
- признание государством развитие полиграфической отрасли в России – важным приоритетом;
- снизить налоги и не давать разрешения на штрафы контролирующим органам;
- снизить тарифы для полиграфических предприятий и развивать производство полиграфических материалов в России;
- льготное кредитование и лизинг для приобретения нового оборудования;
- заменить думу и правительство;
- АКТИВИЗАЦИЯ ПРОДАЖ, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ;
- вложения в бизнес, спонсорская помощь, налаживание стабильных отношений по выполнению масштабных заказов, повышение уровня квалификации работников, привлечение молодежи, креативный подход к решению задач, расширение технической базы смена экономической политики в государстве;
- отмена пошлин на ввоз расходных материалов: бумага, краски, химия и т.д.;
- бумага российского производства за два года подорожала на 90%, рублевые кредиты должны быть на уровне 8-12%;
- решения вне нашей компетенции;
- понизить налоги на рекламу;
- искать новые рынки сбыта, и доказывать своим клиентам, что ваша компания - надежный поставщик, несмотря на сложную экономическую обстановку. Не падать духом и не отступать от своих принципов;
- кредитная политика ЦБ и банков в частности. Развитие собственных полиграфических материалов, чтобы не зависеть от курса валют;
- поиски новых видов продукции, направленность на конкретного заказчика, развитие оказания услуг населению (фотоальбомы и прочее);
- учить и учиться;
- целевое кредитование основных средств под низкий процент;
- стабилизация в экономике страны: например, как в Германии есть союз полиграфистов и все участники рынка держат одинаковые цены. Нам нужно такое же;
- подготовка кадров внутри компаний;
- общегосударственные. Улучшение делового климата, борьба с коррупцией, внятная и последовательная экономическая политика правительства;
- хотя бы принять закон об аукционах, чтобы заказы оставались в своих регионах, поддерживая местного производителя. Мы (Камчатка), практически остров, соответственно цены всегда будут выше чем на материке, материалы из-за доставки всегда изначально выше, это касается всего - от аренды помещений до зарплаты сотрудникам (цены в магазинах, как минимум в два раза больше материка).
- разработать и внедрить систему Государственной поддержки полиграфического производства;
- экономические реформы.