учету и анализу агитационных материалов, представляемых
кандидатами и избирательными объединениями в избирательные
комиссии при проведении выборов разного уровня
Каждая избирательная кампания имеет свою наиболее активную фазу, когда кандидаты и избирательные объединения взаимодействуют с избирателями и стараются максимально воздействовать на него с целью побудить к голосованию за определенного кандидата либо список кандидатов. Период предвыборной агитации – наиболее яркий этап любой избирательной кампании. Именно в указанный период выборной кампании возникает наибольшее число спорных ситуаций, которые разрешаются при активном участии избирательных комиссий.
Работа избирательной комиссии по приему и проверке агитационных материалов является важной частью деятельности избирательной комиссии в течение агитационного периода, в рамках которой членам комиссий необходимо уметь дать оценку представляемому агитационному материалу и, в случае необходимости, уметь оперативно принять соответствующее решение.
В ходе указанной работы избирательным комиссиям необходимо руководствоваться правовыми актами Избирательной комиссии Свердловской области – Примерным порядком ведения предвыборной агитации, разработанным применительно к конкретным выборам, Примерным положением о рабочей группе по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при территориальной избирательной комиссии и иными порядками и постановлениями Избирательной комиссии Свердловской области.
3. Прием и предварительная оценка представленных
агитационных материалов
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Федерального закона и пунктом 3 статьи 69 Кодекса кандидаты, избирательные объединения обязаны предварительно представить в избирательную комиссию экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов, что является необходимым условием их законного распространения. Значок или флаг могут быть представлены в виде одного экземпляра такой продукции (штамп о приеме агитационного материала в избирательную комиссию проставляется на соответствующем уведомлении).
В избирательную комиссию до распространения не представляются агитационные материалы, предназначенные для размещения в организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях (например, статьи в газетах, ролики для телевидения и радио).
Одновременно с экземплярами агитационных материалов также должны быть предоставлены сведения о месте нахождения (об адресе места
жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы – уведомление (приложение 1).
Вместе с указанным уведомлением должна быть представлена копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного
материала из соответствующего избирательного фонда кандидата или избирательного объединения (копия платежного поручения с отметкой банка об его исполнении).
Кроме того, кандидаты и избирательные объединения обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию электронные образы предвыборных агитационных материалов, в том числен предназначенных для распространения в сетевых изданиях, в машиночитаемом виде (на флеш-накопителе, CD-диске и т.д.). Это позволит в максимально короткие сроки вводить соответствующие сведения в задачу «Агитация» ГАС «Выборы», направлять полноцветные копии материалов в вышестоящие и нижестоящие избирательные комиссии, а также предоставит возможность избирательным комиссиям создавать свою базу экземпляров агитационных материалов, выпускаемых на соответствующих выборах, которая в дальнейшем может быть использована в целях анализа и систематизации информации о ходе ведения предвыборной агитации, обучения членов избирательных комиссий.
При этом необходимо иметь ввиду, что внешний носитель изначально необходимо проверить на отсутствие на нем вредоносных программ («вирусов»). Если по результатам проверки на соответствующем носителе будет обнаружена вредоносная программа или на носителе не будут обнаружены заявленные данные, то результаты проверки оформляются Актом (приложения 14, 15), который составляется в 2 экземплярах и подписывается работником, осуществившим указанную проверку и членом избирательной комиссии, осуществляющим прием данного агитационного материала.
Один экземпляр Акта вручается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения. Второй экземпляр Акта вместе с электронным носителем, а также с представленными документами подшивается в папку с агитационными материалами соответствующего кандидата, избирательного объединения. Информация о подобных агитационных материалах в задачу «Агитация» ГАС «Выборы» не вносится, так как агитационный материал не был представлен в электронном виде.
Необходимо также провести сверку (на предмет совпадения) представленного агитационного материала с тем материалом, который имеется в электронном виде. В ходе приема агитационных материалов член соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляет первичную проверку представленных кандидатом, избирательным объединением агитационных материалов и документов на соответствие требованиям избирательного законодательства. При этом члену избирательной комиссии, осуществляющему прием агитационного материала, рекомендуется пользоваться формой заключения о соответствии/несоответствии агитационного материала требованиям избирательного законодательства (приложение 2). Заполнение такого заключения позволит оперативно оценить содержание и оформление агитационного материала с точки зрения законодательства о выборах, не упустив при анализе то или иное требование закона.
Заключение заполняется отдельно на каждый представленный агитационный материал и хранится вместе с ним в соответствующей папке представленных агитационных материалов. При приеме агитационных материалов предлагаем руководствоваться следующим алгоритмом проверки соответствия агитационного материала требованиям избирательного законодательства:
1) проверка наличия всех необходимых «выходных данных» на агитационном материале в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона и пунктом 2 статьи 69 Кодекса – наименование, юридический адрес и ИНН организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Для печатного агитационного материала эти сведения размещаются на экземпляре материала. Для аудиовизуального агитационного материала эти данные размещаются на компакт-диске или на коробке, в которую он вложен либо непосредственно в видеоряде.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением ЦИК России от 26.08.2016 № 43/441-7 «О Разъяснениях по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации» указанные требования об указании «выходных данных» не распространяются на иные агитационные материалы.
Отнесение крупноформатных агитационных материалов (билбордов и т.п.), размещаемых на рекламных конструкциях, к типам печатного агитационного материала или иного агитационного материала остается на усмотрение кандидата, избирательного объединения. Таким образом, само по себе отсутствие вышеуказанных данных на агитационном материале не свидетельствует о его незаконном характере (при условии соблюдения иных требований закона при его изготовлении и распространении).
Варианты оформления «выходных данных» при изготовлении агитационных материалов:
Изготовлено ООО «ЕВАА»,
юридический адрес: 620000, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Избирателей, д. 77, кв. 99,
ИНН 6660000000;
тираж 888 экз., 15.07.2016;
по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Энскому одномандатному избирательному округу № 88 Иванова Ивана Ивановича.
Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Энскому одномандатному избирательному округу № 88 Иванова Ивана Ивановича.