Целим принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 1Й4-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1 О—20О4 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положениям
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерный обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики техническим систем» (ОАО «НИЦ КД»") и Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Перспективные производственные техно лопни, менеджмент и оценка рисков» на основе собствен йога аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением развития, и нформационного обеспечения и а ккредитации Федерального агентства по техническому регулирований и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулирований и метрологии от27 декабря 2007 г. Мч 567-сг
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10015:1999 ^Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению^ (ISO 10015:1999- «Quality management — Guidelines for (raining*).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2004 (подраздел 3.3).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателя* ^Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответстеукицее уваболиление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты*. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также: в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандэртинформ. 2008.
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Руководящие указания по обучению
4.1 Четыре стадн и процесса обучения
4.2 Определение потребностей в обучении
4.3 Проектирование и планирование обучения
4.4 Проведение обучения
4.5 Оценка результатов обучения
5 Мониторинг и улучшение процесса обучения
6.1 Общие положения
5.2 Валидация процесса обучения
Приложение А (справочное) Таблицы
Приложение В (справочное) Сведения о соответствии национальных стандартов Российской
Федерации ссылочным международным стандартам
Введение
1 Область применения 4.1.2 Закуп ка продукци и и/ил и услуг, с вяза иных с обуч сн и dm Организация должна определить уровень компетентности, необходимым для выполнения каждой из задач, влияющих на качество продукции и качество менеджмента, оценить текущую компетентность персонала, которому предстоит выполнение этих задач, и разработать планы обучения для сокращения различий между требуемым и существующим уровнями компетентности.
В стандартах международной организации по стандартизации ИСС серии 9000 (дополнением к которым являются стандарты ИСО серии 10000) подчеркивается еажность менеджмента человеческих ресурсов и необходимость проведения постояиного об/чекия персонала. Организация, принимающая на себя обязательства перед персоналом к способная продемонстрировать стратегию повышения компетентности персонала, .вызывает уважение и доверие потребителей.
Организация должка обучить персонал исполнению обязательств по поставке продукции требуемого высокого качества. При атом должны быть учтены требования быстро изменяющейся конъюнктуры рын ка и рост ожидай ни потреби те ля.
Настоящий стандарт содержит руководящие указания, помогающие руководств/ и персоналу организации решать проблемы, связанные с обучением. Стандарт может быть применен совместно со стандартами ИСО серки 9060 в частях «образование» и «обучение». Любые ссылки на «обучением в настоящем стандарте подразумевают все типы образования и обучения.
Постоянное улучшение деятельности организации, в том числе при работе с персоналом, зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов, включающих в себя изменение рынков к технологий, инковацкн, требования потребителей и других заинтересованных сторон. Подобные изменения предусматривают проведение анализа потребностей организации, в том числе связанных с компетентностью персонала. На рисунке 1 представлен пример процесса анализа потребностей вобучении.
Настоящий стандарт устанавливает требования при идентификации и анализе потребностей в обучении, планировании и составлении программы обучения, проведении обучения, оценке результатов обучения, а также при мониторинге и улучшении процесса обучения для достижения поставленных целей. В стандарте подчеркнута особая важность обучения при решении задач по постоянному улучшению. Обучение должно стать результативным и эффективным способом вложения инвестиций организации.
Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке, внедрении, сопровождении и постоянном улучшении стратегии и систем и обучения, влияющих на качество поставляемой организацией продукции. Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания по обучению.
Настоящий стандарт применим к организациям всех типов.
Настоящий стандарт не может быть применен в контрактах, обязательных требованиях или для целей сертифика цим.
Настоящий стандарт не дополняет, не изменяет или иным образом не модифицирует требования, установленные стандартами ИСО серии 9000.
Настоящий стандарт не предназначен для использования поставщиками обучения, предоставляющими услуги другим организациям.
Примечание — Основном руководством для поставщиков о6у+е*ия должен Выть стандарт ИСО ЭД04.
Поставщики обучения могут использовать настоящий стандарт, если возникает потребность в обучении их собственного персонала.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссыпки на следующие стандарты:
ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ИСО 9004:2000 Системы менеджмента ячества. Рекомендации по улучшению деятельности
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 компетентность (competence): Выраженная-способность применять свои знания и навыки.
3.2 обучение (training): Процесс предоставления и совершенствования знаний, навыков и качеств для удовлетворения требований.
4.1 Четырд стадии процесса обучения
4.1.1 Общие положения
Хорошо сплан ирова нный и систематизировэ нный процесс обучения может внести большой вклад в способность организации постоянно улучшать свою деятельность и достигать целей в области качества.
Процесс обучения представлен в виде схемы цикла обучения, которая приведена на рисунке 2.
Для улучшения понимания настоящего стандарта и проведения четкого разграничения между руководящими принципами и использованием модели процесса для описания этих руководящий принципов в таблицах A. t—A.S приложения А представлена модель процесса.
Для выбора и проведения обучения, направленного на сокращение различий между требуемым и существующим уровнями компетентности, руководство организации должно проводить мониторинг на следующих стадиях:
a) определение потребностей в обучении:
b) проецирование (разработка) и планирование обучения;
c) проведение обучения;
d) оценка результатов обучения.
Руководство организации должно принять на себя обязательства принимать решения относитель-но необходимости и срока внешних или внутренних закупок продукции и/или услуг, связанных с любой из четырех стадий процесса обучения, и проводить мониторинг этого процесса (см. таблицы А. 1 — А.5 приложения А).
Например, некоторые организации могут посчитать целесообразным проведение независимой экспертизы анализа своих потребностей в обучении.
4.1.3 Вовлечение персонала
Вовлечение персонала, совершенствующего свою компетентность, должно быть частью процесса обучения. Если сотрудники смогут почувствовать себя активными участниками процесса обучения, то они примут на себя большую ответственность за его успешное осуществление.
4.2 On редело ние потреб ностай в обучении
4.2.1 Общие положения
Процесс обучения должен начинаться с анализа потребностей организации вобученни и регистрации проблем, связанных с компетентностью, как это представлено на рисунке 1 (см. введение).
Определение потреби остей в обучении должно быть основано на анализе текущих и ожидаемых потребностей организации в сравнении с существующим уровнем компетентности персонала организации.
Цели стадии определения потребностей в обучении:
a) оп ределение риал ич ий между требуемы м и существующи м уровня ми ком петентности:
b) определение потребностей в обучении персонала для сокращения различий между требуемым н существующим уровнями компетентности,
c) документальное оформление потребностей в обучении.
Целью анализа различий между требуемым и существующим уровнями компетентности (далее — уровни компетентности) должно Быть /становление возможности снижения этих различий посредством обучения или путем проведения других мероприятий (см. таблицу А. 1).
4.2.2 Оп ределе нив потреб ноствй орга низации
При организации обучения в качестве входных данных для 4.2 должны быть использованы существующие в организации политика в области качества и обучения, требования менеджмента качества, требования менеджмента ресурсов, требования процесса проектирования обучения, направленные на удовлетворение потребностей организации.
4.2.3 Оп редела нне и анализ требован и и к компетентности
Требования к компетентности должны быть документированы. Эти требования рекомендуется анализировать через запланированные интервалы времени или по мере необходимости при распределении работиУили оценке их исполнения.
Олределенив будущих потребностей организации применительно к ее стратегическим целям и задачам вобласти качества, включая требуемый уровень компетентности персонала, может быть основано на анализе следующей информации:
- организационных или технологических изменении, влияющих на основные процессы или характер продукции. поставляемой организацией:
- данных прошлого и/или текущего процесса обучения:
- экспертной оценки организацией компетентности персонала применительно к выполнению поставленных задач:
* эап исе и о текучести или сезонных колебан иях соста ва и численности в рем енного персонала:
- потребностей во внутренней или внешней се ртифмкацни персонала, н еобходимых для выполнения оп ределе иных задач;
- запросов персонала, на основании которых должны быть идентифицированы возможности обучения персонала, влияющего на достижение целей организации:
- результатов анализа процесса и корректирующих действий. основанных на претензиях потребителей или выявленных несоответствиях:
- законодательных и обязательных требований, стандартов и директив, влияющих на организацию. ее деятельность и ресурсы:
- результатов исследован ия рынка, на основании которых должны б ыть идентифицированы и/или предвосхищены новые требования потребителей.
4.3.4 Анализ компетентности
Организация должна через запланированные интервалы времени анализировать документы, отражаю щие требуемую ком пете нгность для каждого л роцесса. в том числе записи, отража ющие компетентность каждого сотрудника.
Методы, используемые для анализа компетентности, могут включать в себя следующие (при необходимости список может быть дополнен}:
- интервьюирование/анкетирование сотрудников среднего и высшего руководящего персонала;
- наблюдения,
- обсуждения в группах:
- экспертные методы.
Анализ должен учитывать требования к компетентности по поставленным задачам и их выполнению.
4.2.5 Оп редело ние ра э лич и й в уро вня х компетентности
Для определения и регистрации различий в у ровнях компетентности организация должна сравнить текущую компетентность с требуемой.