С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Анализ и оценка развития рынка полиграфических работ в 2009 году. Масштабы влияния кризиса в полиграфии.
Экономические аспекты рынка полиграфических работ в 2009 году.
Динамика деловой активности бизнеса в полиграфии.
Основные показатели производственной деятельности полиграфических предприятий. Общефедеральное ирегиональное развитие.
Бумага для печати как отображение уровня производства в полиграфии.
Инвестиционная деятельность.
Влияние кризиса на производство отдельных видов печатной продукции:
производство книжной продукции
газетное производство
производство журнальной и рекламной продукции
полиграфическое производство для изготовления
печатной продукции производственно-технического назначения
Проблемные вопросы в организации полиграфической промышленности в России.
Анализ и оценка отраслевого построения сферы полиграфии в структуре экономики страны.
К вопросу об отраслевом позиционировании сферы печатного производства в структуре Медиа индустрии.
Стандартизация и техническое регулирование в издательско-полиграфическом комплексе страны.
Состояние и проблемы внедрения.
Выводы
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких последних лет Федеральное агентство по печати и массовым
коммуникациям осуществляет выпуск ежегодных докладов по анализу состояния рынка
полиграфических работ страны, к подготовке которых привлекаются общественные про-
фессиональные организации и ведущие специалисты отрасли.
Материалы докладов, как правило, основываются на специальных исследованиях
состава полиграфической промышленности, анализе размещения производственных мощ-
ностей полиграфических предприятий по регионам, оценке концентрации производственных
структур в отдельных секторах рынка по видам выпускаемой печатной продукции. Каждый
доклад содержит анализ экономической деятельности полиграфических предприятий,
основные проблемные вопросы и состояние их решения. Каждый выпуск сопровождается
понятийным аппаратом, где уточняются термины и определения, характеризующие все
изменения, происходящие в современном полиграфическом производстве.
Потеря полиграфической промышленностью самостоятельного «статуса» в государст-
венной статистике, отнесение ее к виду деятельности совместно с издательствами,
производством аудиовизуальных средств и целлюлозно-бумажной промышленностью, а также
отсутствие самостоятельной отраслевой статистики оказывают крайне негативное воздействие
на все управленческие, прогнозные и бизнес системы. В этой связи подготовка ежегодных
аналитических докладов на тему: «Российский рынок полиграфических работ. Состояние,
тенденции и перспективы развития» имеет очень важное значение для отрасли, для оценки ее
позиционирования в экономике страны. Как показывает практика, все материалы и конкретные
данные докладов широко и постоянно используются в публикациях, выступлениях и
официальных материалах.
Основной задачей данной работы является осуществление всестороннего анализа
функционирования полиграфической промышленности как совокупности предприятий
различного масштаба и специализации в условиях кризисного состояния экономики на
основании ранее установленных отраслевых характеристик и положений.
Последствия развития кризисных процессов в отрасли в 2009 году не явились неожи-
данностью для полиграфического сообщества, с определенной долей вероятности они уже
давно прогнозировались.
Так с чем же подошла полиграфия к этим кризисным событиям, или точнее: какие
явления на рынке полиграфических работ предшествовали данному моменту?
Несомненно, отечественная полиграфия за последние годы сделала мощный рывок в
своем качественном и количественном развитии. Созданы новые полиграфические комплексы,
возникли тысячи «с иголочки» типографий, сотни традиционных предприятий подверглись
комплексной модернизации. В профессиональных кругах, оценивая отрасль все чаще и чаще
стали говорить о ее конкурентоспособности на европейском рынке полиграфических работ.
Достаточно отметить, что только в сфере цифровой печати сегодня функционирует более 2
тысяч специализированных цифровых, широкоформатных и универсальных типографий, а за
2007-2008 гг. в страну импортировано полиграфического оборудования почти на 2 млрд. долл.
США.
Но это только лицевая сторона медали, а что на обороте? Последнее время на всех
форумах, конференциях и встречах, в профессиональной печати обсуждались вопросы
неблагоприятного развития событий на региональных и общефедеральном рынках поли-
графических работ. Это, в первую очередь, «спрос-предложение», конкуренция и неци-
вилизованные формы её проявления, и, как следствие, падение цены оказываемых услуг,
демпинг как средство выживания многих типографий и симптом деградации отрасли, ценовое
давление со стороны заказчиков и их олигополии, конкуренция с зарубежной полиграфбазой и
недальновидная государственная таможенно-тарифная политика, разрыв между техническим
оснащением производства и его кадровым обеспечением и т.д.
В результате в сухом остатке – рентабельность полиграфического производства на
грани допустимых пределов, о возможностях же ведения нормального расширенного вос-
производства речь не шла. Все вопросы создания, модернизации и реконструкции решались за
счет привлекаемых ресурсов. И в настоящий момент это наиболее слабое место в
отечественной полиграфии.
Таким образом, можно констатировать, что отечественный рынок полиграфических
работ встретил общекризисную ситуацию в «перегретом» состоянии. За последнее десятилетие
в стране возникло несколько тысяч новых полиграфических предприятий разного масштаба,
практически во всех секторах производства печатной продукции. Развитию этого процесса в
значительной степени способствовал невысокий порог вхождения предприятий на рынок,
особенно в сферах газетной и рекламной деятельности.
Все это, естественно, привело к снижению степени концентрации полиграфического
производства и, как следствие, к потере конкурентоспособности большинства действующих
типографий на внутреннем рынке. Неоправданно высокий темп прироста количества
полиграфических предприятий на том этапе без наращивания общего объема производства (а
фактически – при его сокращении) стал главной причиной нарушения одной из основных
экономических пропорций в отрасли.
В этой связи, оценивая последствия кризисной ситуации 2008 –2009 гг., нельзя не
сказать о том, что издательско-полиграфический комплекс в этот период остался практически
один на один с возникающими проблемами, лишенный какой-либо оперативной поддержки по
предлагаемым мерам.
Конкретные проблемы издательств и полиграфии не нашли отображения в
общеэкономических, антикризисных мерах Правительства Российской Федерации. Сохранение
таможенных пошлин на импорт мелованных сортов бумаги для печати, не производящихся в
стране, обострили конкуренцию между российскими и зарубежными типографиями, их
агрессивная ценовая политика (демпинг) и налоговые преимущества стимулировали отток
заказов с внутреннего рынка полиграфических работ. Предложения по снижению НДС для
производства издательской печатной продукции, установлению определенных преференций
для системы распространения периодических изданий и ограничению роста цен на бумагу не
нашли поддержки.
Кризисные явления этого периода более четко обозначили и выдвинули на первый план
целый ряд проблем отраслевого, системного характера, которые были скрыты в предыдущие
годы. Это, в первую очередь, недальновидная издательская тиражная и финансовая политика,
которая дезориентировала типографии при проведении модернизации производства,
недооценка перспективности внедрения цифровых печатных технологий во всех основных
секторах рынка полиграфических работ, а также влияние масштабности распространения в
самое ближайшее время электронных средств воспроизведения информации на возможность
дальнейшего развития рынка печатной продукции.
Что будет происходить при развитии кризисной ситуации в последующие годы, сказать
несложно: что-то исчезнет, что-то возникнет новое. Очень многое будет зависеть от того, как
переживут эти лихие времена заказчики – издательства, предприятия обрабатывающих
отраслей. Важно, какими будут общеэкономические меры поддержки, в том числе для печати
вообще и полиграфии в частности.
Несомненно, каждая типография уже выработала свои меры, стратегию на ближайший
период. В какой-то степени в отрасли начинают явно проявляться центростремительные силы.
Можно предполагать, что на основании выполненного исследования и вытекающих из
него выводов будут приняты необходимые решения, скорректированы антикризисные меры,
скоординированы действия всех субъектов полиграфического бизнес-сообщества