Основные принципы СМК
Принцип 1 – Ориентация на потребителя
Для реализации этого принципа разрабатываются процессы и соответствующие документированные процедуры: «Маркетинг и реклама», «Сопровождение продукции», «Измерение удовлетворенности потребителей». Эти процессы постоянно обеспечивают руководство информацией о требованиях, ожиданиях и удовлетворенности потребителей продукцией компании. На основе анализа данной информации руководство принимает оперативные решения, а также регулярно актуализирует политику и цели в области качества, которые затем доводятся до персонала.
Принцип 2 – Лидерство руководителя
Создание СМК это стратегическое решение руководства компании. Для реализации этого решения должны быть выделены необходимые ресурсы:
1. Разработка Информационной Системы для управления и документационной поддержки функционирования СМК.
2. Из числа сотрудников компании должны быть выделены разработчики процедур СМК и аудиторы, которые прошли специальную подготовку.
3. Сотрудниками компании должна быть разработана документация СМК, требуемая стандартом ГОСТ Р ИСО 9001, а также документация, необходимая для эффективного функционирования СМК.
4. Организация обучения всего персонала основным принципам СМК компании.
5. Выполнение мероприятий по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии СМК.
Принцип 3 – Вовлечение работников
Руководством должны быть созданы необходимые условия для вовлечения всего персонала компании в процесс создания, внедрения и развития СМК. Для этого регулярно должны проводиться совещания по качеству, мнения и пожелания сотрудников учитываются при планировании деятельности в области качества, проводиться внутренние аудиты СМК. В компании должна быть создана система поощрений для мотивации персонала. Руководство выделяет необходимые средства для обучения персонала и повышения его квалификации. Проектная организация труда в компании должна создать благоприятные условия для делегирования полномочий и осознания сотрудниками своего вклада в конечный продукт.
Принцип 4 – Процессный подход
СМК компании строится как совокупность взаимодействующих процессов. Таким образом, менеджмент качества представляет собой деятельность по управлению процессами: измерение и мониторинг их результативности, анализ и планирование улучшений процессов, распределение ответственности и полномочий сотрудников в соответствии с процессами, в которых они участвуют и т.п.
Процессный подход позволяет ориентировать персонал из разных подразделений на достижение одной цели и улучшает взаимодействие работников с потребителем. Например, при реализации проекта его участники, являющиеся сотрудниками разных подразделений компании, ориентированы на одну цель – создать к намеченному сроку максимально удовлетворяющий Заказчика продукт. При этом обеспечивается единое управление проектом в течение всего цикла разработки, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и своевременно модифицировать создаваемую продукцию по желанию Заказчика.
Принцип 5 – Системный подход к менеджменту
Одна из основных целей создания СМК – обеспечение большей прозрачности и управляемости процессов компании – была бы не достижима без применения системного подхода к менеджменту. Интеграция процессов в одну систему и централизованное планирование развития СМК обеспечиваются процессами: «Внутренние аудиты СМК», «Измерение и мониторинг процессов», «Ответственность руководства». Основная цель процессов «Внутренние аудиты СМК» и «Измерение и мониторинг процессов» состоит в том, чтобы регулярно предоставлять руководству компании информацию о функционировании СМК в целом, на основе которой формируется единая политика и определяются цели предприятия в области качества.
Принцип 6 – Постоянное улучшение
Данный принцип применяется на практике в рамках следующей схемы принятия и реализации управленческих решений, являющейся связующим звеном всех процессов СМК:
1. Информация о несоответствиях, уведомлениях, проблемах, областях потенциальных улучшений, а также рекомендации по корректирующим и предупреждающим действиям появляется в виде итоговых отчетов на выходе процессов «Внутренние аудиты СМК», «Измерение и мониторинг процессов» и «Измерение удовлетворенности потребителей».
2. Итоговые отчеты анализируются руководством, в результате чего появляются указания о выполнении корректирующих и предупреждающих действий, поступающие на управление процессов «Корректирующие действия» и «Предупреждающие действия». В случае необходимости наряду с оперативными решениями руководство принимает стратегические решения, которые закрепляются в виде соответствующих модификаций политики и целей в области качества компании. Изменения в политике и целях затем доводятся до сведения всего персонала.
3. После выполнения корректирующих и предупреждающих действий составляются отчеты о достигнутых результатах, которые направляются руководству.
4. Результаты корректирующих и предупреждающих действий дополнительно верифицируются в ходе очередного внутреннего аудита, итоговый отчет о котором также поступает руководству для анализа.
Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах
Для эффективного управления компанией очень важно обеспечить объективность информации, поступающей руководству для анализа. Объективность информации обеспечивается за счет следующих факторов:
· Информация о несоответствиях, уведомлениях, проблемах и областях потенциальных улучшений может поступать из разных процессов СМК и от разных сотрудников компании.
· Управленческие решения принимаются, как правило, на специальных совещаниях после учета точек зрения всех заинтересованных сторон.
· При измерении результативности процессов СМК и удовлетворенности потребителей продукцией компании предпочтение отдается не качественной, а количественной информации.
· Установлены способы верификации информации, поступающей руководству. Для этого применяются внутренние аудиты СМК компании.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Стабильное и предсказуемое развитие компании невозможно без установления долговременных и взаимовыгодных отношений с поставщиками на основе партнерства. Процесс установления партнерских отношений включает следующие компоненты:
· Анализ поставщиков, выполняемый регулярно в рамках процесса «Закупка ресурсы».
· Принятие управленческих решений с учетом интересов поставщика. Это позволяет сбалансировать краткосрочные достижения и долгосрочные планы компании.
· Открытый обмен информацией и совместное планирование.
· Решение возникающих проблем с привлечением ресурсов обеих сторон.