ПРИНТ-МЕДИА БИЗНЕС
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Перевод с английского под редакцией профессора Кузьмина Б.А.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по образованию в области полиграфии и книжного дела
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальностям
в области техники и технологии полиграфии.
УДК 655.3
ББК37.8
Р.69
Научный редактор: профессор, к.т.н.
Р.69 ПРИНТ-МЕДИА БИЗНЕС / Фрэнк Романо;
Пер. с англ. М. Бредис, В. Вобленко, Н. Друзьева; Под ред. Б.А. Кузьмина. -М.: ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. - 456 с.
Самая последняя и полная книга Фрэнка Романо по издательско-полиграфическому бизнесу, подготовленная специально для России.
Книга адресована полиграфистам, издателям, преподавателям вузов и колледжей. Издание рекомендовано студентам высших и средне-специальных учебных заведений, обучающимся по специальностям в области полиграфии и издательского дела.
ISBN 5-98951-007-1
© Frank Romano, 2005
© NPES, 2005
© Перевод с английского, оформление ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006
От издательства
Вы держите в руках уникальную книгу. Она была специально подготовлена для России по нашему заказу крупнейшим американским специалистом в области полиграфии и издательского дела Фрэнком Романо. Он является профессором Рочестерского технологического института (RIT). Из-под пера Ф. Романо вышло около 40 книг по полиграфии и изобразительным технологиям. Книга «Принт-медиа бизнес. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли» была создана автором специально для нашего динамично развивающегося рынка.
Мы выражаем глубокую признательность компании XANTE за поддержку в подготовке этой книги, а также ООО «Издательство «Эксмо» и ОАО «Тверской полиграфический комбинат» за помощь в воплощении проекта.
Мы надеемся, что эта книга станет настольным справочником для специалистов отрасли и учебником для будущих полиграфистов и издателей.
Этой книгой издательство начинает выпуск специальной учебной литературы. В связи с этим мы открыты для Ваших предложений и новых идей.
Содержание
Предисловие 8
История 9
Допечатные технологии
Творчество 23
Векторные изображения и EPS 36
Растровые изображения 51
Шрифты 70
Получение изображений 79
Собирание частей полосы печатного издания 113
Спуск полос 117
Цифровая допечатная подготовка 127
Растрирование 143
Треппинг 165
Обработка растровых изображений 183
Цветопроба 200
Рабочий цикл типографии 220
Печатные технологии
Цвет 251
Формные процессы 311
Печатные процессы 331
Цифровая печать 373
Бумага 386
Печатные краски 404
Послепечатные технологии
Брошюровочно-переплетные процессы 413
Тенденции в брошюровочно-переплетных процессах и отделке 423
Коммерческие основы печатного дела 433
Глоссарий 439
Я считаю великим человеком того,
кто постоянно пребывает в той высшей сфере мыслей,
до которой другие добираются с усилием и трудом.
Ему стоит открыть глаза, чтобы увидеть вещи
в их настоящей сущности и в их многообразных отношениях,
тогда как другие должны делать тягостные поправки
и остерегаться бесчисленных источников заблуждений.
Ральф Эмерсон
Я прочел перевод книги Фрэнка Романо до ее верстки и печати. До этого я читал его статьи, печатавшиеся в журналах. Я знаком со стилем автора и он мне нравится: философские обобщения проблем, меткие афористичные фразы, знание предмета, неожиданные образные сравнения. Романо не поучает, не демонстрирует свою эрудицию, не навязывает свое мнение. Он рассказывает и высказывает свои мысли и суждения.
Если попытаться охарактеризовать Фрэнка Романо и его стиль одной фразой, то получится следующее: хороший, знающий рассказчик, читая книги которого чувствуешь, что все просто и понятно. Здесь не содержится лишних формул и заумных мыслей, которые заменяются житейскими образами и сравнениями.
Все это я встретил и в переводе книги Фрэнка Романо, которую Вы, уважаемый коллега, держите в руках. Кажется, все, что сегодня можно сказать о полиграфии,
о ее технологиях, материалах и оборудовании, можно найти в этой книге. В книге много повторений: одни и те же проблемы рассматриваются с разных точек зрения. Встречаются и повторения слово в слово. Многим покажется, что все это необходимо было убрать. Я так не думаю. Автор это делал с единственной целью: чтобы читателю было легче воспринимать изложение и не отвлекаться, задумываясь о том, что это и где об этом уже было сказано.
Ведь когда Вы о чем-то рассказываете другу, Вы тоже повторяетесь, иногда даже дословно.
Если в разговорной речи мы имеем право повторяться, почему этого нельзя делать в печатном тексте, который, по сути, является большим диалогом автора с читателями, которых он не видит и не может следить за их реакциями, как в личной беседе. Следовательно, повторов должно быть даже больше, чем в разго-
ворной речи. Тем более, эту книгу Фрэнка Романо никто не будет читать как детектив, не отрываясь.
Чтение доставило мне огромное удовольствие. Многие проблемы я увидел по-новому, с другой точки зрения. Читая рукопись, я много раз завидовал автору белой завистью: почему не я так сформулировал проблему, не я придумал такое сравнение, не я так легко изложил свои мысли. Этот автор давно мне нравился, и я неоднократно цитировал его в своих работах, потому что не мог лучше сформулировать мысль.
Хотелось бы отметить работу научного редактора Бориса Кузьмина и переводчиков Виталия Вобленко и Михаила
Бредиса, которые сделали все, чтобы мы прочитали мысли Фрэнка Романо так, как он их сформулировал. Они сделали все профессионально, причем настолько, что их работа кажется незаметной. Это и есть проявление высшей степени профессионализма: простота и доступность изложения сложных проблем, легкость и наглядность формулировок, ненавязчивость мнений и взглядов. Прочитав книгу, Вы сами убедитесь в этом.
Желаю удачи и немного завидую Вам, уважаемый коллега, ведь Вы еще не прочли эту книгу.
Предисловие
Компьютеры и цифровые технологии произвели революцию в полиграфической и издательской отраслях. Остается только задаться вопросом, насколько долго продержатся технологии, известные нам сегодня. На самом деле, этот вопрос должен бы звучать так: как скоро изменится технология. Полиграфия, какой мы ее знаем сегодня, в меньшей степени ремесло, в большей степени наука. История издательского дела — это захватывающая история развития средств для передачи человеческой мысли и информации посредством рисунка, письма и картин. Речь идет о комбинированной истории искусства, науки и развития человеческой цивилизации.