Все мы (ну или почти все😀) помним кризисные моменты девяностых, “условные единицы” нулевых, мировой финансовый катаклизм 2008 и обвал 2014… Помним, как теряли деньги и нервы, как судорожно искали выход из ситуации.
Какие советы мы слушали тогда? ✔Не суетитесь. Подумаешь, доллар растет... Материалы-то вы закупили по старым ценам, так зачем прайс менять? Так можно и новых клиентов к себе переманить, и старых удержать.Только вот к моменту новой закупки окажется, что денег на нее не хватает... Клиенты с вами (пока-что), но вы на них ничего не заработали. ✔Как только увидели, что доллар стремится вверх — повышайте цены. Желательно, с запасом. Денег так точно не потеряете. Правда клиенты сбегут туда, где не так рьяно борются с наступающим кризисом. ✔Чтоб не пугать клиентов резким изменением цен, установите “внутренний курс”. Ваш бизнес — отдельное государство и внешние колебания вас не волнуют. ...До тех пор, пока не уедете в отпуск или командировку, а курс не скакнет на 30-40%. В этом случае можно больше никуда не торопиться😀 Ну, а если серьезно, то давно пора “отделять мух от котлет”. Повышайте цены на материалы, но не удорожайте работ. Так итоговая стоимость будет незначительно меняться для клиентов, гарантированно покроет все ваши расходы и даст возможность зарабатывать. Однако, в этом решении есть нюансы: ✔Курс меняется каждый день. Кто будет отслеживать его актуальность и корректировать цены, не забывая сообщать об этом клиентам? ✔Повторюсь: курс меняется каждый день! Клиент сделал заказ сегодня, а оплатить собирается в понедельник. Как зафиксировать цену? ✔Напомню: курс меняется каждый день! Счет выставили сегодня, рассчитаться клиент обещал “на днях”, но задержал платеж на две недели. Кто объяснит ему, что стоимость изменилась, причем не в его пользу? Как сообщить ему, что выставленный счет уже не валиден? Ответ здесь один — хорошая система автоматизации. Она сможет разделить стоимость операций и расходных материалов и привяжет все, что нужно, к валюте. А еще курс вовремя скорректирует, и клиенту напомнит о том, что “все в этом мире быстротечно”, в том числе и стоимость его заказа. Если все правильно настроить, то и “ваш личный” курс, будет правильно корректироваться в зависимости от внешней обстановки.
Тогда и кризис будет не таким уж страшным😉 |
Андрей Наумов |