Предлагаемая читателям работа является очередным выпуском продолжающейся серии “Все о качестве. Зарубежный опыт”. Ее назначение -довести актуальную информацию по вопросам качества до отечественных специалистов и, тем самым, помочь им в освоении и внедрении в практику современных методов и подходов ккачеству, а также в адаптации международных стандартов ксобственным потребностям.
Составитель и редактор серии: Г. Е. Герасимова
Д. Джуран
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РУКОВОДСТВА И КАЧЕСТВО
(Сокращенный перевод главы 8 справочника Джурана с некоторыми дополнениями из главы 6)
Исходные предпосылки
К упомянутому уровню, если речь идет о корпорации, относятся ее президент и вице-президенты; если рассматривается автономное отделение компании, то под ним подразумеваются генеральный управляющий и подчиненные ему менеджеры. В крошечных организациях директор, персонально руководящий всеми работами в своей организации, возглавляет и работы по качеству. По мере роста компании решение вопросов качества делегировалось специально обученному персоналу по принципу: ру-ководитель— мастер— квалифицированный рабочий. Контроль и испытания оставались в ведении контролеров.
Промышленная революция привела кмассовому производству. В результате большие предприятия стали создавать функциональные подразделения. Ответственность за качество возлагалось на руководителей таких подразделений. Совершенствование технологии вело кусложнению продукции и процессов. Это заставило многие отрасли промышленности принять концепцию разделения планирования работ и исполнения. Планирование поручалось подготовленному для этого персоналу; на контролеров, мастеров и рабочую силу возлагалось исполнение планирования. Такое разделение имело несколько главных следствий:
- спад авторитета мастерства,
- огромный рост производительности,
- размывание ответственности за управление качеством между все большим количеством структурных единиц,
- дальнейшее дистанционирование высшего руководства от работ по управлению качеством.
Несмотря на указанные обстоятельства, многие компании оставались конкурентоспособными, поскольку их конкуренты столкнулись с теми же самыми проблемами. Такая эквилибристика продолжалась до тех пор, пока на сцене не появились две главные силы:
- возросшее влияние качества на общество,
- существенно новый уровень конкуренции, вызванный промышленным успехом Японии.
Эти новые силы ударили по многим компаниям. В 80-е годы стало ясно, что недостаточно подправить существующий подход. Необходимо вернуться косновам - тем предпосылкам, от которых отталкивались изначально. Первая из них— управление качеством может успешно делегироваться функциональным менеджерам (и далее их подчиненным). Вторая — раз управление качеством можно делегировать по линии иерархии, то нет необходимости высшему руководству персонально участвовать в управлении качеством. Перечисленные предпосылки глубоко укоренились в западной промышленной культуре. Практика администрирования, распределение ответственности, карьера выстраивались исходя из указанных предпосылок.
К 80-м годам стало очевидным, что используемы подходы не отвечают
новым потребностям общества. Непосредственным результатом для промышленности явилась осознанная необходимость:
- обширного общефирменного подхода к управлению качеством (CWQM)*),
- интенсивного персонального участия высшего уровня руководства в разработке общефирменного подхода и дальнейшей его реализации.
Одной из форм воплощения новых принципов стал структурированный подход состоящий из трех компонентов: планирование, контроль и совершенствование. (Этот подход по имени его родоначальника получил в литературе название «ТрилогияДжурана».) Он служит тому, чтобы удовлетворять потребности заказчиков, как внутренних, так и внешних, и применим к процессам, как бизнеса, так и технологическим. Второй формой ответа промышленности на требования времени было добровольное персональное участие менеджеров высшего уровня в решении задач по качеству. Это участие имело самые различные оттенки: от полной нагрузки, выражающейся в персональном управлении качеством, до ограничения своей деятельности чтением лекций, пропагандой соответствующих методов и принятием «карающих» или стимулирующих мер.
Участие администрации высшего уровня
Никто не способен дать единственный рецепт, подходящий всем, из чего должны состоять «вовлечение в работу» и «обязательства» высшей администрации. Но в каждом конкретном случае можно определить:
- какие специфические решения должны приниматься руководством высшего уровня,
- какие специфические действия им должны предприниматься.
Деятельность по обеспечению качества в известной степени аналогична финансовой деятельности в компании. Центральную роль в управлении работами по качеству и их координации играет Совет (комитет) по качеству. В больших компаниях в главных организационных подразделениях могут быть созданы подкомитеты по вопросам качества, объединенные в единую сеть с Советом. Планирование CWQM, как и планирование бизнеса, включает:
- установление целей,
- представление средств, позволяющих реализовать эти цели,
- оценку прогресса в достижении установленных целей.
Совет редко бывает эффективным, если не наделен соответствующими полномочиями принимать решения по вопросам своей компетенции.
Руководство высшего уровня участвует в формировании политики по качеству, а именно:
- идентифицирует потребность в политике,
- наделяет полномочиями и обязует разработать проект основополагающих принципов (политики),
- рассматривает и утверждает политику.
На уровне высшего руководства цели по качеству имеют широкий характер, но при этом они должны быть ориентированы на конкретные
*) В настоящее время, вместо этого выражения, прочно вошло в обиход словосочетание "всеобъемлющее управление качеством" (TQM) - прим. ред.
результаты, а не на методы и не на средства. Цели должны иметь численное выражение и временные границы, то есть должно указываться время, втечение которого цели должны быть достигнуты. Например, цель может быть сформулирована так: «Снизить затраты на качество на 50 % в течение пяти лет».
Однако широкие цели остаются просто перечнем желаний до тех пор, пока они не распределены по более низким уровням организации, которые уже предлагают конкретные меры для достижения целей: персонал, оборудование, деньги и т.п. На этих же уровнях соотносят цену достижения цели и необходимые ресурсы. Процесс завершается конечным перечнем действий и ресурсов. Первичные цели втечение этого процесса могут претерпеть существенные изменения. Главная неудача, которую здесь можно потерпеть, — отказ руководства высшего уровня предоставить необходимые ресурсы для выполнения подготовленного перечня мер. К необходимым ресурсам относятся и дополнительная нагрузка, налагаемая на подчиненных для выполнения поставленных задач, и создание поддерживающей инфраструктуры. Например, задачи улучшения качества могут потребовать создания соответствующей инфраструктуры, позволяющей осуществлять процесс выбора проектов, обеспечивающей улучшение от проекта кпроекту, обучение координаторов, бригадное обучение и т.д. Ресурсы—эта та цена, которую приходится платить за реализацию целей. Если ресурсы не предоставляются, то реакция низших уровней выразится втом, что цели качества будут казаться им недостаточно приоритетными, раз на них не выделяются ресурсы.
Обучение — одна из специфических форм ресурсов, жизненно необходимая в настоящее время. Этот источник руководство высшего уровня обычно готово предоставить, но себя оно не желает вовлекать в это. До 80-х годов обучение по качеству проводилось только для персонала подразделений, ответственных за решение вопросов качества. Появление на арене двух упомянутых выше сил существенно изменило ситуацию и в отношении обучения. Оно стало вестись по следующим основным направлениям:
- для рабочих - в кружках качества с упором на способы решения проблем;
- для контролеров и начальников производственных участков с упором на статистические методы, в частности, статистическое регулирование процесса;
- для административного персонала с упором на лозунг делать работу лучше;
- для административного персонала с упором совершенствовать работу от проекта кпроекту.
Каждое из перечисленных направлений по-своему ценно. Наиболее эффективны попытки обучения, если в нем принимает участие руководство высшего уровня. Такое участие позволит руководству лучше выявлять проблемы с качеством и, тем самым, гарантировать, что обучение будет ориентировано на решение проблем. Оно (участие) позволит также руководству лучше судить о потребностях персонала в обучении вопросам качества.
Одной из форм участия руководства высшего уровня в деятельности по качеству является их работа в бригадах по улучшению качества. Общепризнано, что лидерство на основе собственного примера — высшая форма лидерства. Она позволяет понять руководителю более глубоко те требования, которые он предъявляет к подчиненным. Во многих компаниях осуществляется множество проектов, связанных с усовершенствованием деятельности, и каждый из них требует от подчиненных времени и других затрат. Нет лучшего способа понять природу этих потребностей, чем с помощью персонального участия в работе над проектами.
Существенной частью гарантии, что поставленные в отношении качества цели удовлетворяются, является регулярное рассмотрение состояния дел с качеством. Здесь можно выделить два основных направления: анализ итоговых отчетов, содержащих реальные показатели качества, и проверки (ревизии) процессов, предназначенных для достижения целей качества. При этом руководство должно придерживаться конструктивного подхода. Если причины выявленных отклонений не установлены, не следу-ет поучать и упрекать своих подчиненных. Часто причины лежат в самой системе или в руководителях.
Побочным результатом рассмотрений состояния дел является идентификация возможностей для различных усовершенствований. Это особенно справедливо для хронических проблем с качеством. Часто хронические проблемы ведут свое начало из предварительного планирования. Чтобы исключить их, нужно планировать заново, что требует значительных затрат времени. Обычно этот процесс реализуется в рамках работ по улучшению качества.
Одним из стимулов плодотворной работы по качеству является ее общественноепризнание. Под ним понимаются некоторые церемониальные действия, связанные с общественным паблисити, обычно нефинансового характера. Например, руководство высшего уровня может персонально вручать сертификаты или почетные значки тем, кто закончил курс обучения по качеству. Иногда руководство присутствует на торжественных обедах, устраиваемых по случаю завершения работы над проектом по улучшению качества. Аналогичные обеды организуются с тем, чтобы отметить вклад поставщиков в качество конечной продукции. Многие компании учреждают специальные награды для бригад, чей вклад в качество оценивается как выдающийся. Церемония награждения освещается в заводской печати и местной прессе.
Широко практикуются и системы награждений в виде денег и продвижения по служебной лестнице. В таких системах степень вознаграждения напрямую зависит оттого, насколько достигнуты поставленные цели. При этом учитывается не только качество, но и другие параметры, такие, как выполнение графика работ, стоимостные нормы и другие. В 80-е годы в связи с изменившимися условиями в обществе стало принятым специально оговаривать и придавать наибольший вес показателям качества среди остальных параметров.
Сопротивление высшего уровня руководства участвовать в работах по качеству
Многие руководители сопротивляются интенсивному участию в работах по качеству, объясняя это своей высокой рабочей нагрузкой. Им кажется, что их вклад в качество будет достаточным, если они ограничатся установлением целей, а их достижение делегируют своим подчиненным. Но такой традиционный подход в данном вопросе приводит к разочарованию: желаемые результаты не появляются. Это удивляет менеджеров. Концепция делегирования - жизненно необходимый атрибут в деятельности хорошего менеджера, но в этой стратегии был ряд слабых мест:
- новая политика возросшей роли качества до положения высшего приоритета была слишком революционной, чтобы ее реализовать простым актом делегирования;
- руководство высшего уровня не обладало достаточными знаниями в области качества, чтобы с адекватной точностью ставить задачи по качеству. Устанавливаемые им цели, например, «Делай правильно с первого раза», были слишком расплывчатыми;
- столь неопределенные задачи не выдерживали конкуренции с ясно поставленными традиционными задачами, такими, как выполнять требования технических условий, график работ, укладываться в рамки отпущенных средств;
- не были введены сопутствующие измерения в систему оценки деловых качеств работников. Как следствие, подчиненные логично полагали, что несмотря на объявление высшим руководством о приоритете целей качества, в реальной жизни ничто не изменилось. Такой вывод особенно правдоподобен, если компания регулярно устраивает спешку, которая проходит и не оставляет никакого следа.
Несмотря на перечисленные обстоятельства, некоторые компании добились значительного успеха в улучшении качества. Как правило, это имело место там, где инициативу в свои руки брали менеджеры среднего уровня и находили возможности поддержать новые начинания, когда высший уровень руководства отказывался это делать. Некоторые высшие менеджеры чувствовали, что это именно то, что и должны делать средние менеджеры. Однако последние испытывали известные трудности в проведении своей политики, поскольку не привлекались к установлению широких целей и не получали полномочий для их реализации.
Некоторые руководители согласны частично участвовать в работе по качеству, для решения каких-то специфических задач. Например, иногда они берут на себя инициативу установить с поставщиками так называемые бригадные взаимоотношения, в противовес прежним отношениям противников. Но подобное изменение требует, в свою очередь, поддержки от высших руководителей компании-поставщика.
Гарантия качества для высших менеджеров
Руководители высшего уровня ощущают необходимость знать, что происходит с качеством. В частности, они хотят иметь гарантию, что с качеством все в порядке. Принципы и методы обеспечения качества в широком смысле известны. Потребности же высшей администрации в гарантии качества удовлетворяются с помощью специальных отчетов и проверок (ревизий).
В маленьких компаниях высшее руководство может само поддерживать все контакты с мероприятиями в отношении качества и, следовательно, из первых рук узнавать состояние вопроса с качеством. По мере роста компании способность поддерживать контакты падает. Результирую-щаяся брешь должна быть заполнена некоторой системой обеспечения качества. Эта система, как уже упомянуто, включает отчеты по качеству и ревизии (аудиты).