качества (СМК) типового предприятия
При совершенствовании существующей СМК (ориентированной на элементный подход в соответствии с ИСО 9001-94) или при создании системы впервые главный упор необходимо делать на процессный подход, что часто вызывает затруднения у специалистов по системе менеджмента качества. В данном разделе даются конкретные рекомендации по реализации процессного подхода.
Процессный подход является одним из восьми принципов менеджмента качества, которые лежат в основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000-2008.
Процессный подход – планируемая цель достигается более эффективно, если управление деятельностью осуществляется как процессом. Подход, когда вся деятельность рассматривается как совокупность (сеть) процессов, причем выходы одних процессов являются входом других.
В соответствии с ИСО 9000:2008 п.3.4.1 «Процесс: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».
Процессы в принципе существовали всегда. На любом оборонном предприятии закупали сырье, материалы и комплектующие изделия, разрабатывали и выпускали готовую продукцию для потребителя. Отличием от элементного подхода является выделение процессов и их описание в документированных процедурах. При элементном подходе определялись и описывалось деятельность функциональных подразделений. При процессном же подходе рассматриваются процессы в целом по предприятию независимо от подразделений. Принципом выделения процессов является ориентация на потребителя, т.е. выделение сквозных процессов, а не разделение системы менеджмента с пооперационной специализацией по подразделениям. При процессном подходе организационная структура предприятия является вторичным, т.е. структура предприятия подчиняется процессам. В свою очередь процессы (основные процессы жизненного цикла продукции) должны определяться стратегическими целями предприятия, политикой и целями в области качества. Вся деятельность предприятия представляет как единый процесс
( гиперпроцесс), который взаимодействует со внешними процессами. Схема взаимодействия гиперпроцесса организации представлена на рис.1.
Процессы заинтересованных сторон |
Гиперпроцесс |
Процессы поставщиков |
Процесс потребителей |
Стратегическая цель предприятия |
Риc.1 Схема взаимодействия гиперпроцесса предприятия
Гиперпроцесс можно представить как СМК организации, состоящую из совокупности взаимосвязанных процессов. Основными (главными) процессами для предприятия оборонного комплекса являются разработка, производство, поставка, ремонт и утилизация образцов вооружения и военной техники. Вся деятельность предприятия направлена на обеспечение результативного и эффективного функционирования указанных процессов, обеспечивающих удовлетворение потребителей. К основным процессам СМК относятся процессы, создающие или добавляющие ценность. Ценность (продукция, услуги, информация) создается для потребителя (основной принцип при внедрении СМК - ориентация на потребителя).
Таким образом, к процессам применительно к типовому предприятию можно отнести практически все виды деятельности, например: планирование разработок и производства, делопроизводство, а не только технологические процессы, разработка и производство изделий, закупка материалов, обеспечение кадрами, маркетинговые исследования и т.д. К процессу можно отнести и управление системой менеджмента качества предприятия. Как видно из перечисленного, процессы отличаются друг от друга объемом и направлением деятельности, уровнем детализации и взаимосвязями с друг другом. Таким образом, процессы системы разработки и производства можно классифицировать и ранжировать по уровню значимости и сферы действия. Ранжировка процессов жизнедеятельности предприятия представлена на рис.2.
Базовый |
Главный |
Процесс |
Микропроцессы |
Детализация до операций касается в основном технологического процесса изготовления изделий, например: микропроцесс – отжиг, операция – контроль качества отжига. Поскольку технологический процесс, включающий микропроцессы и операции, подробно описываются в технологической документации и рабочих инструкциях, то адаптация процесса изготовления изделий к требованиям ИСО 9001-2008 г. не требуется, т.к. по сути здесь соблюдается процессный подход.
В связи с этим в дальнейшем будут рассматриваться главный процесс (гиперпроцесс), базовые процессы, процессы и микропроцессы. Излишняя детализация процессов приведет к усложнению схемы взаимодействия процессов, увеличению объема документации и трудностям в управлении системой менеджмента качества.
Ниже приведены примеры детализации (декомпозиции) процессов.
Рекомендуемая декомпозиция процессов (для крупных предприятий)
Планирование закупок |
Оценка (выбор) поставщиков |
Закупка и учет |
Входной |
Хранение и отпуск со складов |
Управление закупками |