Почем фунт качества?

Чем именно руководствуется заказчик при выборе типографию?
Действительно, кто же станет спорить с утверждением, что заказчик выбирает типографию по адекватному соотношению цены и качества предоставляемых услуг. Звучит красиво, и, казалось бы, придраться не к чему. И тем не менее…

Собираясь совершить какую-либо покупку, каждый из нас очень надеется, что приобретение будет стоить денег, которые мы собираемся потратить. При этом нас абсолютно не волнует, что на костюмы, один из которых куплен в дорогом бутике, а другой — на вьетнамском рынке, ушло примерно одинаковое количество ткани, пуговиц и ниток. Качество при объективной оценке потребительских свойств продукта будет примерно сопоставимым. В то же время цены двух этих товаров могут различаться на несколько порядков.

Возникает резонный вопрос — мы действительно покупаем, исходя из соотношения цены и качества, или все же опираемся на несколько другие приоритеты? Кто-то руководствуется своими финансовыми возможностями, кто-то — свойственным ему рационализмом («если это вполне приличный костюм, зачем переплачивать?»), кто-то — престижем, имиджем или желанием соответствовать определенному кругу… В любом случае, качество продукта как таковое напрямую в рассмотрение не принимается. Надеюсь, что читающие эти строки не столь наивны, чтобы полагать, будто качество всегда строго пропорционально цене!

В отношении потребительских товаров мы — хотя бы, в общих чертах — можем себе представить, чем их качество обеспечивается. Если же говорить о полиграфии, всё гораздо сложнее. Зачастую клиент просто впадает в ступор, тщетно силясь сформулировать: какое именно качество он рассчитывает получить за свои деньги. Я лично готов дать большую скидку на заказ любому заказчику, который сможет компетентно ответить на вопрос: «В чем именно выражается Ваше понимание качества?» Обычно в ответ слышишь примерно следующее: мы хотели бы получить продукцию, где цвета соответствовали бы оригиналу, и «чтобы не было грязи!» С «грязью» всё ясно, а вот с соответствием цветов… с этого места, пожалуйста, поподробнее. О каком «оригинале» в данном случае идет речь? О естественном цвете лица генерального директора вашей компании? Или об использованном в вашем оригинал-макете фото, снятом наспех на цифровую «мыльницу»? Или, что еще хуже, сканированной картинке из семейного фотоальбома? Может быть, в основе вашего представления о «соответствии» лежит впечатление от увиденного на вашем мониторе? У которого (у монитора, то есть), в свою очередь, тоже есть свое «сугубо личное» представление о цветах и их интерпретации?

Поверьте: я человек не злой и не зануда! Я просто очень хочу избежать неприятных последствий и сохранить с клиентом добропорядочные отношения. Поэтому ещё на стадии закладки фундамента этих отношений я всегда стараюсь уяснить для себя подлинные ожидания заказчика. И если уж речь зашла о качестве, то я хочу знать, что именно это конкретный человек понимает под словосочетанием «качественная продукция». Еще не мешает уточнить следующее: кто именно в итоге выступит в роли «третейского судьи» и будет оценивать готовую продукцию. Иначе события могут развиваться в соответствии с известным принципом «на вкус и цвет…» Вопрос вкуса оставим на совести дизайнеров, а вот за цвет отвечать придется уже типографии.

Здесь я хотел бы объявить о своём несогласии с позицией многих коллег по полиграфическому цеху. Тех самых, которые привержены железобетонному принципу: если макет предоставлен заказчиком, проблемы в этом макете- тоже целиком и полностью проблемы заказчика. И дескать, если наш верный друг денситометр определил, что цвета на печати соответствуют нормированным значениям — никаких вопросов к типографии быть не может. А если у вас остались претензии, то мы всегда сумеем отбиться от них благодаря неоспоримому превосходству в области технологии…

Но что дальше? Не кажется ли вам, что победа эта — Пиррова? Да, вы не пошли на компромисс сэкономив тем самым некоторую сумму денег. Но ведь одновременно мы зачеркиваем любую возможность продолжить с этим клиентом какие-либо отношения! Не сомневаюсь, что найдется много возражений, подкреплённых практическими примерами, опровергающих мою точку зрения на эту проблему. Но я все равно буду стоять на своём.

Я СОГЛАСЕН, что неправильно возлагать на типографию ответственность за ошибки в макете, предоставленном заказчиком…

Я СОГЛАСЕН, что типография вовсе не должна отвечать за полиграфическую безграмотность клиента, и обязана лишь обеспечить соблюдение технологических норм.
Я СОГЛАСЕН, что если клиент остался недоволен, хотя неприятность случилась не по вине типографии, нет никаких оснований извиняться и предлагать исправить всё за свой счет.
Но при этом позвольте прояснить одну маленькую деталь.

Поскольку наш клиент — зачастую человек малокомпетентный в области печатного дела, я настоятельно советую менеджерам по продажам: необходимо акцентировать внимание заказчика на возможных последствиях безответственного отношения к разработке макета и стадии допечатной обработки. Конечно, рассчитывать на то, что любой менеджер является знатоком в области технологий и препресса, было бы наивно. И все же уверяю вас: ещё на стадии подготовки макета желание помочь клиенту разобраться в нюансах, влияющих на качество, окупится сторицей.

Но как это сделать?

Для начала нужно понять, что конкретный заказчик понимает под «качеством». Предлагаю небольшой тест. Сделайте подборку из образцов печатной продукции, которая на ваш профессиональный взгляд, тянет в лучшем случае на «четвёрку» (сразу оговорюсь: речь идет не только о полиграфическом исполнении, а обо всём комплексе работ, включая макет). И предложите заказчику оценить качество предъявленных экземпляров.

Предположим, клиент обратил внимание, что «с картинками что-то не так». В этом случае вы можете спокойно объяснить ему, в чем причина этих недостатков. А заодно поинтересоваться — насколько хорошо у него самого обстоит дело с исходными материалами… Чем четче вы будете ставить вопросы, тем лучше поймёте, что известно клиенту, а о чём лучше спросить у непосредственного исполнителя макета. То же самое относится и остальным деталям предпечатной подготовки.

Идем дальше.
Полная версия документа доступна только членам Национальной Ассоциации полиграфистов. Получить документ Вы можете по запросу на электронную почту.

Отправить заявку на вступление в Ассоциацию...

Поиск документов

Искать!

Авторизация

Имя:
Пароль:
Вход!

Актуально

ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 Выборочный контроль

ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку

Это интересно!

Положение о производственной службе

Настоящее положение является документом системы менеджмента качества (СМК) и разработано в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2008. Положение устанавливает ...

Журнал Учета электричества

0037_Журнал Учета электричества...

Как привлечь внимание заказчика?

Советы менеджерам как привлечь и общаться с заказчиком полиграфической продукции...

Другие публикации

Национальная Ассоциация полиграфистов зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ №1103600000130 от 10.02.2010 г.
Перепечатка материалов, независимо от их формы и даты размещения, возможна только с установкой ссылки на сайт https://nrap.ru
© 2009-2024 Национальная Ассоциация полиграфистов,
Создание сайтов - Веб-студия "Алькор"
Партнеры
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования