Что касается развития полиграфии, то сегодня трудно найти другую такую сферу деятельности, которая за очень короткий период времени претерпела бы столь же глубокую и обширную трансформацию. Как это не парадоксально, но технические изменения в сочетании с развитием рыночных отношений далеко не позитивно повлияли на полиграфическую деятельность. Изменились сложившиеся принципы организационного и технологического единства отрасли печати.
С развитием цифровых технологий, распространением интернета появились абсолютно новые формы организации производства печатной продукции – размещение заказа, утверждение цветопробы, оформление и контроль печати тиража, согласований текущих вопросов, все это и многое другое осуществляется практически полностью в режиме online.
Учитывая изменение экономической и международной обстановки в стране, возникающую необходимость в импортозамещении во многих отраслях деятельности, можно предполагать рост спроса на печатную продукцию производственно-технического и потребительского назначения.
В этой связи не может оставаться без внимания профессионального сообщества тот факт, что сегодня отечественное полиграфическое производство практически полностью импортозависимо. И в условиях наступившей неопределенности экономического развития и тенденции ослабления рубля снижение эффективности работы полиграфических предприятий будет неизбежным в сферах производства печатной продукции: печатные СМИ, книгоиздание, печатная реклама, упаковка, широкий ассортимент цифровой печати и т.п.
Наиболее крупные продуктовые сегменты мирового рынка полиграфических работ – это коммерческая продукция общего назначения (каталоги, буклеты, открытки и конверты, этикеточно-упаковочная продукция, плакаты, календари и т.п.), газетно-журнальная и книжная продукция. Две трети мирового рынка полиграфических работ составляет производство упаковочных изделий и материалов, и книжных изданий.
Создание и реализация антикризисных мер в 2015 г. в сфере государственного регулирования полиграфического производства и деятельности каждой типографии определяются необходимостью активизации имеющихся инструментов экономического воздействия в целях предотвращения необратимых разрушительных процессов в этой системе. При этом комплекс выработанных локальных мер должен предусматривать и решение стратегических задач.
Следует признать, что негативное развитие событий последнего времени в экономике существенно осложнило и без того непростую ситуацию в сфере полиграфической деятельности, особенно в ее издательском секторе. Анализ состояния полиграфического потенциала в период завершения 2014 г. показал, что главной проблемой для всего бизнес-сообщества остается последовательное падение объема рынка полиграфических работ – нарастающая тенденция сокращения масштабов производства печатной продукции и, как следствие, ряд других значимых проблем, среди которых:
-неплатежи заказчиков полиграфических работ (по отдельным типографиям величина дебиторской задолженности достигает 30−50%);
-недостаток собственных оборотных средств;
-величина процентной ставки на привлекаемые финансовые ресурсы;
-уровень цен на выполняемые работы и влияние демпинга;
-проблемы привлечения инвестиций и ряд других.
Следует учесть структуру себестоимости производства печатной продукции
-Бумага 50-70%
-Персонал (ФОТ, налоги) 15-20%
-Прочие расходные материалы 5-12%
-Прочие производственные расходы 15%
ОТРАСЛЕВОЙ ДОКЛАД Российская полиграфия 2015. Состояние, тенденции и перспективы развития.