Оглавление
От издательства 9
1 Полиграфия как она есть Ю
Печатные формы и принципы их построения 10
Важнейшие изобретения в полиграфии 11
2 Печатная реклама сегодня 14
Печатная реклама. Как найти оптимальное полиграфическое решение 14
Этикетка и упаковка. Техника и технологии 22
3 Оригиналы и шрифты 31
Изображения и их классификация 31
Оригиналы для полиграфических изданий Шрифты и их классификация 32 35
Шрифты в компьютерных издательских системах 38
Требования к шрифтам 39
От глаголицы до Т1те$ №«/ Котап 40
4 Цвет в полиграфии 48
Цветовые пространства 48
КСВ и СМУК: особые взаимоотношения 51
Почему для синтеза цвета на оттисках не используют КСВ? 54_
Точность воспроизведения цвета: да или нет? 55
Градационные преобразования при подготовке оригинала
к репродуцированию 57^
Особенности изображения на оттиске и оригинале:
как достичь нужного цвета В9_
Глаз - арбитр, инструмент, цель 63
5 Компьютерные издательские системы
и нонтантно-нопировальные устройства б5_
Традиционная предпечатная подготовка 65
Компьютерная издательская система 66
Сканеры 69
Цветопроба и пробная печать 79
Лазерные экспонирующие выводные устройства 86
Контактно-копировальные устройства 92^
6 Цветоделение и фотоформы %.
Технологии цветоделения 96
Фотоформы и их классификация 108
Фотоформы после ретуши 112
Электронный монтаж фотоформ 112
Дефекты на фотоформах 113
7 Способы печати 117
Как напечатать небольшой тираж 117
Цифровая печать 117
Полиграфические способы печати 119
Специальные способы печати 130
8 Печатные машины 133
Ротационные печатные машины 135
Плоскопечатные машины 140
Тигельные машины 141
Цифровые печатные машины 142
Термины, употребляемые при оценки работы печатных машин 146
9 Брошюровочно-переплетные и отделочные процессы ш
Технология формирования блока издания 147
Технологии скрепления тетрадей книжных блоков и брошюр 158
Технологии изготовления брошюр 161
Технологии изготовления книг в переплете 163
Отделка печатной продукции 167
10 Полиграфические материалы 176
Бумага 176
Картон 201
Печатные краски 201
Ткани 202
Клей 203
Фототехнические пленки 203
Формные пластины 206
Офсетные резинотканевые полотна (пластины) 208
формные пластины для СтР-технологии 211
11 Полиграфические дефекты 213
Дефекты на фотоформах и способы их устранения 213
Дефекты на офсетном оттиске и способы их устранения 225
Полиграфический брак в готовых книжных изданиях 247
12 Системы измерения в полиграфии 250
Типографская система измерений 250
Компьютеры и системы измерений 252
Оптическая плотность 253
Денситометры и спектрофометры 254
3
ПрИЛОЖеНИе 1 Частотное растрирование. И не то, чтобы да,
и не то, чтобы нет! 260
ПрИЛОЖеНИе 2 Флексография - кентавр полиграфии 269
ПрИЛОЖеНИе 3 Глубокая печать: вчера, сегодня, завтра 284
ВмеСТО ЗаКЛЮЧеНИЯ Полиграфия сегодня и завтра 260
Словарь терминов зев
БибЛИОГрафИЯ 342
Книга Стефана Стефанова продолжает серию «Рекламные Техно¬логии». Достаточно высоко подняв планку полиграфического офор¬мления изданий, мы оставили в силе главную идею серии: рассказ идет только от лица специалистов-практиков.
Что касается темы этой книги, то выбор объясняется предельно про¬сто. Основные деньги в рекламе сегодня тратятся отнюдь не на элек¬тронные СМИ, а (для многих это неожиданно) на производство по¬лиграфической продукции. От визиток до корпоративных журналов, от проспектов до упаковки. И в этих условиях не знать основ поли¬графии — зачастую выбрасывать деньги на ветер.
Для заполнения «вакуума» полиграфических знаний в рекламной среде и подготовлена эта книга. Надеемся, она окажется весьма по¬лезной.
Иосиф Гольман,
главный редактор журнала «Рекламные Технологии».
Ю I Глава 1
ПОЛИГРАФИЯ КАК ОНА ЕСТЬ
Глава 1
Полиграфия как она есть
■■,. : Творения состоят из вещей и событий.
.-.,,. ., Лао Цзы
В буквальном переводе с греческого «полиграфия» - это «много-писание», то есть изготовление в большом количестве идентичных эк¬земпляров одного и того же текста (или рисунка), то есть оригинала.
Суть полиграфического процесса
Суть полиграфического процесса заключается в формировании, в соответствии с оригиналом, изображения из красочного слоя и в его передаче на запечатываемую поверхность (например, бумагу) с последующей обработкой полученных оттисков.
База печатного процесса - печатная форма, на которой формирует¬ся изображение из краски. Участки печатной формы, передающие краску на бумагу - печатные, не воспринимающие и не передающие краску - пробельные.
Печатные формы и принципы их построения
Самый простой путь получения требуемого эффекта передачи и вос¬приятия краски на запечатываемую поверхность - сделать одни эле¬менты возвышенными, а другие -углубленными. Если углубить те места, которые не должны передавать краску на бумагу, то получа¬ется печатная форма высокого способа печати. При нанесении на та¬кую поверхность, краска ляжет на возвышенные участки (печатные элементы) и они впоследствии будут способствовать перенесению краски на бумагу.
Существуют и другие способы изготовления печатной формы, на¬пример, заполнять краской углубленные места, а с возвышенных участков (пробельных элементов) краску удалять. Такой способ пе¬чати называется глубоким. Появились и способы, в которых разде¬ление поверхности печатной формы на пробельные и печатающие элементы осуществляется химическими (в офсетной печати), элек¬тростатическими (в электрографии и электрофотографии), элект¬ромагнитными (в магнитографии) методами. Был изобретен и способ печати, у которого печатная форма - это сетка с закрытыми в отдельных участках ячейками. Печатная краска в процессе печати проходит сквозь открытые ячейки и переходит на любую поверх¬ность толстым слоем. Это трафаретный способ печати или шелко-графия.
Важнейшие изобретения в полиграфии
Определяющим моментом для полиграфии стало изобретение на¬борной печатной формы. В простейшем случае ее составляют из ли¬тер - металлических брусков с рельефным зеркальным изображе¬нием того или иного знака. Преимущество наборной формы -простота ее изготовления из готовых элементов, которые можно ис¬пользовать повторно. Отметим, что ошибочную литеру заменить проще (для процесса набора текста из отдельных литер), чем испра¬вить ошибку в форме, представляющей собой одно целое, например, выгравированный на доске текст (для ксилографии), как практико¬валось до изобретения литер.
Постепенно способы набора менялись: после ручного были изобре¬тены машинописный, фотографический, компьютерный виды набо¬ра. Но суть процесса осталась прежней. У истоков полиграфическо¬го процесса лежит формирование рельефных изображений, с помощью которых оттискивали рисунки и тексты на мягком мате¬риале - увлажненной глине, коже. Отсюда же и наши печати-штам¬пы, делающие оттиск на расплавленном сургуче.
В современной полиграфии в отделочных процессах широко распро¬странен способ тиснения с использованием печатных красок, фоль¬ги, а также блинтовое и конгревное тиснения без использования красящих веществ. Так оформляют переплетные крышки книг, об¬ложки брошюр, изготавливают изображения на открытках и кален¬дарях. Процесс тиснения проводят с использованием повышенного давления и нагрева штампа.
Принцип штамповки издавна использовался и при чеканке монет, которые, как считают ученые, впервые появились в малоазийском государстве Лидии в VII в. до Р. X. В Европе изобретение книгопе¬чатания с использованием набора текста из отдельных литер при¬писывают И. Гутенбергу. С изобретением наборного принципа проблема с текстом была решена. В качестве печатной краски ис¬пользовали густую смесь сажи и растительного масла.
Для печати изображения применяли печатные формы, изготовлен¬ные граверами, которые вырезали необходимое изображение на гладкой поверхности любого материала (дерева, металла, камня).
12 I Глава 1
ПОЛИГРАФИЯ КАК ОНА ЕСТЬ
Часть поверхности материала удалялась, а оставшаяся ровная по¬верхность создавала печатные элементы формы. На них наносили тонкий ровный слой краски и прижимали к бумаге. Вследствие дав¬ления краска переходила на бумагу и оттиск с изображением был готов. Как для текста, так и для штриховых изображений (изобра¬жения, состоящие из отдельных линий и плашек, заливок) доста¬точно было нанести на печатные элементы ровный одинаковый слой краски, чтобы получить качественное изображение на оттиске.
А как быть с изображениями, состоящими из участков, требую¬щих разного количества красок? Такие изображения называют по¬лутоновыми, так как они состоят из участков, содержащих все то¬нальные переходы цвета от белого до максимально черного или любого другого. С изобретением глубокой печати граверы стали углублять печатные элементы по-разному и количество краски, заполняющее печатные элементы, тоже получалось разное. Сле¬довательно, и количество краски, переходящее на бумагу, было разным для разных участков изображения. Полутоновые изобра¬жения были получены. Однако изготовление печатных форм та¬ким способом требовало высокого мастерства и большого коли¬чества времени.
Долгое время художники создавали оригиналы для полиграфии, перерисовывая полутоновые изображения, преобразуя их в штри¬ховые, если было необходимо печатать эти изображения способом высокой, плоской или трафаретной печати. Проблема преобразо¬вания полутоновых изображений в штриховые была решена с изоб¬ретением процесса растрирования. Процесс растрирования с ис¬пользованием полиграфических растров (стеклянные пластины или пленки с нанесенными на них непрозрачными или полупроз¬рачными структурами) проводят при репродуцировании полуто¬нового изображения в фотоаппарате или контактно-копироваль¬ном устройстве.
В настоящее время при электронном растрировании формирование растровых элементов проводят с использованием специальных про¬грамм. Каждый растровый элемент образуется объединением не¬скольких пикселов. Пиксел - наименьший элемент поверхности ви¬зуализации, экспонирования или печатания, например, экрана монитора, экспонирующего устройства или принтера, которому мо¬гут быть независимо заданы цвет, интенсивность и другие парамет¬ры изображения. Количество пикселей, образующих растровый элемент, зависит от величин яркости (оптической плотности) рас-трируемого полутонового изображения в данном микроучастке. Гиб¬кость электронного растрирования почти безгранична.
Изобретение полиграфических растров и начало использования технологии фотомеханического растрирования стало знаковым в по¬лиграфии. За ним последовало бурное развитие способов офсетной и высокой печати.
Сегодня полиграфическая индустрия переживает коренные преоб¬разования. Цифровая революция изменяет процесс производства печатной продукции, непрерывно повышая качество, увеличивая разнообразие выпускаемых изделий и способствуя большей опера¬тивности, гибкости и управляемости производственного процесса. Изделия полиграфической промышленности стали частью культу¬ры. Ежедневные газеты, упаковка товаров, рекламные плакаты на улицах городов, книги, глянцевые журналы и каталоги, деньги и ценные бумаги, - все это полиграфическая продукция.
Итак, два изобретения - шрифты (отдельные литеры) и растры со¬здали условия для многократного изготовления однотипных экзем¬пляров печатной продукции, состоящей из текста и изображений. Эффективные высокоскоростные печатные машины с цифровым управлением и с переменными на каждый оборот формного цилин¬дра изображениями на печатной форме сделали возможным выпуск изданий с внесением изменений в процессе печати тиража, что по¬зволило изданиям стать строго персонифицированными.
Таким образом, полиграфические технологии, развиваясь, пришли к своей противоположности: от множества идентичных экземпля¬ров издания к бесконечному разнообразию вариантов в тираже од¬ного издания.
14 | Глава 2 ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
Глава 2
Печатная реклама сегодня
" " " "" " Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу
Печатная реклама. Как найти оптимальное полиграфическое решение
Все разнообразие полиграфической продукции можно разделить на три сегмента: издательская печать, рекламная печать и печать на упаковках. Рекламная печать и печать на упаковках сегодня разви¬ваются наиболее динамично. В частности, рекламная печать, - это почти две трети оборота отрасли. Сектор же издательская печать сегодня - это постоянное уменьшение тиражей и все более актив¬ное использование многокрасочной печати.
Тема нашего разговора - особенности печатной рекламы. Существу¬ет множество различных классификаций. Ниже предложен один из вариантов.
Печатную рекламу можно классифицировать:
• по красочности: однокрасочное и многокрасочное изделие;
*" по материальной конструкции: листовка, буклет, журнал, брошю¬ра, каталог, альбом, путеводитель, папка, печать на сувенирах, упаковка, этикетка;
• по наличию/отсутствию элементов издания: с вклейками, вклад¬ками, оформительскими элементами;
• по тиражу: единичные экземпляры, тиражом до 100 экз., до 1 000 экз., до 5 000 экз., более 5 000 экз.;
• по отделке: с лакированием, с ламинированием, с тиснением, с высечкой, с применением специальных красок или лаков.
Вообще в арсенале печатной рекламы - самые яркие элементы офор¬мления, ведь реклама, по определению, не боится смелых решений и свободно использует цвет, линию, форму. Также смело работает реклама с различными полиграфматериалами: бумагой, картоном, стеклом, тканями, искусственными материалами, самоклеящимися материалами, фольгой, готовыми сувенирными изделиями; свобод¬но воплощает различные идеи отделки.
Печатная реклама. Как найти оптимальное полиграфическое решение
Еще одно ее важное отличие - как правило, сжатые сроки исполне¬ния и очень высокие требования к качеству.
Любая печатная продукция готовится в три этапа:
• допечатная подготовка оригиналов, включая изготовление печат¬ных форм;
• печать тиража;
• послепечатная обработка и отделка.
Допечатная подготовка, включая изготовление печатных форм, -
это все операции, связанные с компьютерной обработкой изобра¬жения, изготовлением фотоформ (пленок) и, собственно, печатных форм (клише, пластин, трафареток).
Печать тиража. Здесь вступают в работу принтеры, плоттеры, ксе¬роксы, ризографы, цифровые печатные машины и/или традицион¬ные способы печати (офсетная, высокая, флексографская, трафарет¬ная, глубокая, струйная печать).
Послепечатная обработка и отделка зависят от вида издания, тре¬бований заказчика, используемых материалов и даже транспорти¬ровки и распространения. Здесь могут понадобиться не только об¬резка печатного листа (однолистные календари большого формата), но и обрезка и разрезка печатного листа (листовые издания малого формата), обрезка и фальцовка (буклеты-гармошки), брошюровка (каталоги, альбомы, журналы), переплетные работы (папки, дипло¬мы, ежедневники), высечка. К отделочным операциям относятся ла¬кирование, тиснение, высечка, биговка, склейка, термопечать, лами¬нирование.
И конечно, внешний вид рекламного издания - это воплощение за¬мысла дизайнера. Особая отделка придает продукту индивидуаль¬ность, выделяет из ряда.
Остановимся на этапе печати. В последние годы качественную про¬дукцию мы можем получать, используя различные способы печати. Поэтому визуально отличить друг от друга оттиски плоской офсет¬ной и высокой, а часто и глубокой печати, нам порой непросто. Один из путей - рассмотреть их в микроскоп с 10-40-кратным увеличе¬нием. Однако этот путь не единственный.
Для определения способа печати следует внимательно осмотреть оттиск, обратить внимание на запечатываемый материал, провести пальцами по поверхности оттиска, прислушаться к запаху краски. Одним словом, подключить чуть ли не все органы чувств - обоня¬ние, осязание, зрение и логическое мышление. Но зачем, спросите вы?
А вот зачем. Вы держите в руках рекламное издание, которое нра¬вится вам по качеству. Научившись определять, каким способом оно
16 | Глава 2
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
напечатано, вы постепенно накопите опыт. Будете знать, при каком способе печати получается лучше и четче текст, а при каком - соч¬нее и ярче однокрасочные и многокрасочные иллюстрации. А если вас больше интересуют тонкие штрихи, то только проанализировав реальные издания, вы поймете и почувствуете, при каком способе печати они тоньше, ровнее и без разрывов. Акварель в офсете соч¬нее и тоньше переходы, а глубокие тени в полутоновых иллюстра¬циях в глубокой печати мягкие и с деталями, а не темными пятнами как при других способах печати, особенно в однокрасочных изобра¬жениях.
Характерные особенности оттисков плоской офсетной печати
В офсетной печати печатающие и пробельные элементы расположе¬ны практически в одной плоскости и обладают избирательным вос¬приятием печатной краски на базе жиров и увлажняющего раствора на базе воды или водно-спиртовых растворов. В качестве запечаты¬ваемого материала при офсетной печати используют бумагу, картон, металлизированную бумагу, фольгу, самоклеящуюся пленку и жесть.
Оттиски плоской офсетной печати имеют следующие особенности:
1. При рассмотрении через лупу или микроскоп красочный слой распределяется практически равномерно по всей площади растровых элементов, очка букв и линий штрихов. Равномер¬ное нанесение краски обеспечивает одинаковую насыщенность печатных элементов оттиска. Но из-за некоторого возможного растаскивания краски и из-за неровностей офсетной (немело¬ванной) бумаги края печатных элементов могут получаться несколько волнистыми и рваными. На плашках штриховых изображений, напечатанных на офсетной немелованной бума¬ге, печатная краска ложится неравномерно из-за неровностей бумаги.
2. Полутоновые изображения воспроизводятся на оттиске растро¬выми элементами, которые в самых светлых участках достигают минимальных размеров (1-3%) или могут отсутствовать в бли¬ках на изображении. В большинстве случаев мелкие и средние растровые элементы приближаются к круглой форме, при этом часто используют растровые структуры более высоких линиатур, чем в высокой печати.
3. Многоцветные полутоновые изображения воспроизводятся обыч-
но в четыре краски. На цветных оттисках полутоновые изобра¬жения содержат растровые элементы четырех цветов (желтой, пурпурной, голубой и черной красок), которые в средних тонах выделяются как отдельные пятнышки, частично друг друга пере¬крывающие. При этом растровые элементы каждой краски име¬ют такое же строение, как и при однокрасочной печати, но сме¬щены по отношению друг к друг}" на определенный угол. Особенно это заметно в светах и полутонах. В тенях растровые элементы каждой краски почти полностью накладываются друг на друга. В некоторых случаях применяется шестикрасочная плоская офсет¬ная печать, тогда на оттиске наблюдаются растровые элементы шести цветов (например, желтый, розовый, пурпурный, голубой, синий и черный).
4. На оборотной стороне оттисков не возникает рельефа, как это ча¬сто наблюдается у оттисков высокой печати.
5. Печатные краски в офсетной печати всегда изготовлены на базе жиров и масел. Пока оттиски еще до конца не высохли можно уло¬вить характерный запах растительных масел.
6. Очень тонкие линии на оттиске получаются неровными и разрыв-
ными.
Характерные особенности оттисков высокой печати
В высокой печати печатающие элементы расположены выше про¬бельных (металлический набор, металлические и пластмассовые стереотипы, цинковые клише, деревянные формы, формы, изготов¬ленные на линолеуме, фотополимеры и иные печатные формы). Для перехода краски с печатной формы на запечатываемый материал необходимо определенное давление, называемое давлением печати.
1. При рассмотрении оттисков через лупу или микроскоп на краях элементов букв, штрихов, растровых элементов одно- и многокра¬сочных оттисков наблюдается более толстый слой краски, чем в середине. Это приводит к получению резко очерченных краев и раз¬личной цветовой насыщенности печатных элементов на описке.
2. Тоновые изображения воспроизводятся растровыми элементами, находящимися обычно на всех участках изображения, в том чис¬ле и в самых светлых. При этом растровые элементы оттисков, полученных с фотохимикографических форм или с их стереоти¬пов, приближаются, как правило, к круглой форме и имеют вид точек, а с электронно-механических гравированных - к прямо¬угольной форме, то есть имеют форму квадрата.
3. Многоцветные тоновые изображения воспроизводятся обычно в четыре краски но тому же принципу, что и в плоской офсетной печати.
4. На оборотной стороне некоторых оттисков наблюдается замет¬ный рельеф, образующийся при печати от вдавливания печатаю-
18 I Глава 2
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
щих элементов формы в бумагу из-за необходимого высокого дав¬ления печати.
5. При высокой печати в качестве запечатываемого материала ис¬пользуют бумагу и картон.
6. Оттиски высокой печати, как правило, пахнут нефтепродуктами (керосином), так как нефтепродукты используются в качестве связующего печатных красок высокой печати.
7. Тонкие линии на изображении и штрихи текста на оттиске полу¬чаются непрерывными и с гладкими краями, а стыки и пересече¬ния линий четкими без огрубления и округлостей.
Оттиски высокой печати во многих случаях визуально почти не от¬личаются от оттисков офсетной печати. Их можно отличить только при тщательном рассмотрении в лупу (лучше микроскоп).
Одна из разновидностей способа высокой печати - способ флексо-графской печати (флексография), который представляет собой спо¬соб прямой высокой ротационной печати красками, закрепляющи¬мися и на нсвпнтывающих материалах, с применением эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных ци¬линдрах с различной длиной окружности.
Флексографию используют для печати на упаковках, на пластико¬вых пакетах, при производстве газет, этикеток и пр. При флексо-графской печати запечатываемые материалы могут быть самыми раз¬нообразными, включая и гофрокартон. Оттиски флексографской печати либо совсем не пахнут, если краска на водной основе, либо имеют запах спирта, если краска на спиртовой основе.
Характерные особенности оттисков глубокой печати
В глубокой печати печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам.
1. Оттиски характеризуются большой яркостью цвета, насыщенно¬стью и вместе с тем мягкостью тоновых переходов изображения. С помощью особых печатных красок можно получать оттиски с матовой бархатной структурой, повышающей изобразительные возможности при печати.
2. Все участки текста, штрихов и тонов изображений на печатной форме, изготовленной пигментным способом, расчленены на ра¬стровые элементы, имеющие одинаковые размеры и в большин¬стве случаев квадратную форму. Однако на оттиске растровые эле¬менты различимы (с помощью лупы) только в светах и полутонах изображений. В глубоких тенях они из-за утолщенного слоя крас¬ки, перешедшей с печатной формы на запечатываемый материал, соединяются между собой в сплошные элементы. По этой же причине на штрихах текста и изображений они незаметны, но края штрихов получаются пилообразными.
3. Как правило, только оттиски, полученные на листовых машинах, повторяют примерно такую же форму и размеры растровых эле¬ментов, как на печатной форме. На оттисках, отпечатанных на рулонных машинах, геометрическая форма растровых элементов несколько искажена, особенно в полутонах, где образуется как бы «негативная» (по отношению к печатной форме) сетка. В этом случае промежутки между растровыми элементами имеют слой краски насыщенного цвета.
4. Многоцветные тоновые оригиналы обычно воспроизводят на от¬тисках в четыре краски. При этом достигается больший цветовой охват печатных красок, чем в других способах печати. На много¬красочных оттисках глубокой печати отсутствует муар.
5. Оттиски глубокой печати, как правило, пахнут летучими раство¬рителями на базе бензольных соединений (например, толуолом), так как бензольные соединения используются в качестве быстро-испаряющихся растворителей при изготовлении печатных кра¬сок для глубокой печати.
6. Очень тонкие линии изображения и штрихи текста на оттиске по¬лучаются неровными и пилообразными, как в цифровой печати.
Металлография - способ безрастровой глубокой печати, при кото¬ром печатная форма изготавливается гравировкой, травлением или выжиганием лазером на плоской металлической полированной пла¬стине (плите). Печать производится красками повышенной вязкос¬ти. Печатная краска ложится на запечатываемый материал и закреп¬ляется почти без впитывания, образуя рельеф, который ощущается при движении пальцами по поверхности изображения на оттиске. Все ощущали характерный рельеф на долларах в некоторых участ¬ках изображения банкноты. Тонкие линии на оттиске получаются гладкими и непрерывными.
Способ глубокой классической растровой печати используют при печати одноцветных и многоцветных широкоиллюстрированных многотиражных журналов, газет и других изданий. Этот способ эко¬номически выгоден, если тиражи превышают 100 000 экземпляров. В изданиях, которые печатаются способом глубокой печати, с уче¬том ее сильных и слабых сторон, текст должен присутствовать в минимальном количестве и, желательно, более крупного кегля. Тон¬кие штрихи и мелкие знаки получаются на оттиске неровными и трудно воспринимаемыми из-за растровой структуры. Например, раньше способом глубокой печати печатались такие престижные и многотиражные журналы, как «Советский союз», «Советское фото», «Работница», «Крестьянка». Теперь, похоже, только «Семь дней».
20 I Глава 2
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
В то же время многие популярные зарубежные журналы печатают¬ся именно этим способом.
Характерные особенности оттисков трафаретной печати
Способ трафаретной печати (шелкотрафаретной печати, шелкогра-фии) заключается в передаче изображения с использованием печат¬ной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой с помощью ракеля продавливается печатная краска (трафаретная классическая печать). Краску можно наносить кистью или пульверизатором при некоторых разновидно¬стях способа. Существует две разновидности этого способа: трафа¬ретная классическая печать и ризография.
При трафаретной печати в качестве запечатываемого материала используют бумагу, картон, металлизированную бумагу, самоклея¬щуюся пленку, жесть, дерево, стекло, ткань, пластмассы и любой другой материал, даже с грубой и неровной поверхностью. При на¬несении вязких красок на невпитывающие материалы красочный рельеф на оттиске заметен не только на ощупь, но и визуально. Тол¬щина красочного слоя может быть заметно большой и зависит от толщины сетки (формного материала). Например, оттиски на меш¬ках в рекламе кофе «Чибо» нанесены трафаретным способом.
Способ трафаретной печати очень часто используют при фрагментар¬ном (выборочном) нанесении лака, когда требуется нанести толстый слой лака, особенно при использовании ультрафиолетовых лаков.
Ризография - фирменное название способа трафаретной ротационной печати с использованием печатной формы, изготовленной прожигани¬ем лазером микроотверстин в формном материале (мастер-пленке) для образования печатающих элементов. Рнзографию используют для опе¬ративного размножения на бумаге печатной (как правило, одноцвет¬ной) продукции небольшими тиражами (от 100 до 1 000 экз.). При силь¬ном увеличении можно увидеть, что штрихи на оттиске, изготовленном ризографией, состоят из точек и напоминают пунктирные линии.
Характерные особенности оттисков цифровой печати
Цифровая печать - технология получения оттисков в печатной ма¬шине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. Эту технологию используют для малотиражных рекламных или коммерческих изданий, в которые должны быть внесены измене¬ния в отдельных экземплярах в процессе изготовления тиража.
Цифровая печать - это обобщенное название технологии, когда на вход печатной машины поступает цифровой файл, а на выходе но лучается оттиск. На самом деле эта технология включает несколько способов печати - электрографию, струйную и офсетную печать. Эта технология используется в копировальных устройствах, в лазерных принтерах, в цифровых печатных машинах фирм 1шП§о, Хе1коп, Сапоп, Хегох, МАЫ Ко1апс1, Не1(1е1Ьег§.
В основе работы большинства цифровых печатных машин лежат те же принципы, что и в лазерных принтерах. Они представляют со¬бой системы с созданием скрытого электростатического изображе¬ния с последующим его переносом на запечатываемый материал. Прежде всего, цифровые печатные машины обладают сравнительно высокой скоростью печати, возможностью двусторонней печати, а качество оттисков, получаемых на них, сравнимо с полиграфичес¬кими оттисками.
При рассмотрении таких оттисков через лупу или микроскоп, на краях элементов букв, штрихов, растровых элементов одно- и мно¬гокрасочных оттисков наблюдается пилообразный контур. Цвето¬вая насыщенность элементов равномерна по всей площади, но на пробельных участках оттиска заметны отдельные частички красоч¬ного порошка.
Характерные особенности оттисков струйной печати
Так как в настоящее время широкое распространение получил спо¬соб струйной печати, то остановимся очень кратко и на этом специ¬альном способе печати.
Способ струйной печати состоит в передаче изображения на запе¬чатываемый материал методом набрызгнвания специальных красок из сопел очень малого диаметра с высокой скоростью (до 1 млн. ка¬пель/сек). Струйная печать используется для маркировки мягких упаковок, для получения читаемых надписей на поверхностях с гру¬бой структурой, для нанесения адресов на периодические издания в процессе производства продукции и пр.
Способ струйной печати широко используется в струйных принте¬рах, предназначенных для изготовления цифровой полутоновой цветопробы. Этот способ активно используется в домашних и офис¬ных принтерах, как черно-белых, так и многоцветных. Линиатура печати в силу особенностей образования капель из краски обычно невысока. Краски, как правило, на водной основе и не имеют запаха.
При рассмотрении оттиска через лупу или микроскоп хорошо раз¬личимы отдельные разноцветные точки, которые расположены хао¬тично с различной частотой (густотой, скученностью), создавая свое¬образную облачную многоцветную точечную структуру.
Знание - сила, которая дает уверенность. Зная характерные при¬знаки отдельных способов печати, вы сможете сделать выбор, ис-
22 I Глава 2
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
пользуя сильные стороны того или иного способа. Например, ка¬рандашные рисунки лучше печатать офсетным способом на гру¬бой белой немелованной бумаге, а однокрасочные полутоновые фо¬тографии лучше печатать способом глубокой печати. Текстовые оригиналы и оригиналы, содержащие много тонких линий, лучше печатать способом высокой печати, а на гофрокартоне, кроме как флексографией или трафаретной печатью, больше ничем не на печатаешь.
Этикетка и упаковка. Техника и технологии
Назначение этикетки двуедино - привлечь покупателя и донести до него нужную информацию. Этикетка - это и плакат, и информаци¬онный листок, и способ защиты от подделок, и все это в односторон¬нем малоформатном однокрасочном или многокрасочном изделии высокого качества.
Посмотрим на этикетку глазами технолога-полиграфиста и увидим:
• многокрасочную печать высокого качества;
• яркие и чистые цвета штриховых изображений, текста и плашек;
• качественные полутоновые (растровые) изображения;
• выворотку, печать но выворотке;
• мелкий текст, а иногда и микротекст;
• тиснение, припрессовку фольги и голограмм, фигурную высечку самой этикетки и микровысечку на этикетке (при попытке пере-клеивания этикетки с оригинала на подделку благодаря микро¬высечке этикетка разваливается).
И это все на одной этикетке! А это все, на что способны полиграфи¬ческие технологии, и все вместе, и на самых разных запечатывае¬мых материалах.
По разнообразию запечатываемых материалов, сложности изготов¬ления, разнообразию технологий и отделочных процессов с этикет¬кой соперничает только упаковка. Упаковка - та же этикетка, име¬ющая еще одну функцию, для которой она и была создана -сохранить товар в целости при транспортировке и хранении, а так¬же стабилизировать, стандартизовать геометрическую форму това¬ра, сделав «общение» с ним удобным.
Что необходимо для изготовления высококачественных этикеток контрэтикеток, кольереток и упаковок со сложной конфигурацией?
По отношению к печати - качественная классическая офсетная ли¬стовая печать, для высечки - высекальные автоматы самой разной конструкции, производительности, точности работы.
Наша задача рассмотреть общие технологические решения произ¬водства этикеток и упаковки, применяемые на практике.
Так как любая технология в полиграфии базируется на одном из способов печати, то основой производства этикеток и упаковки являются способы печати и отделки.
Итак, существуют четыре основных способа печати - высокий, плос¬кий (офсетный), глубокий и трафаретный (шелкография). Будет пра¬вильнее, если шелкографию будем рассматривать как отдельные печатные секции в печатных машинах других способов печати, приме¬няемых для лакирования или нанесения дополнительно одной или двух красок на оттиск другого способа печати. Способ глубокой печати свой потенциал еще не исчерпал, но на сегодняшний день в производстве этикеток и упаковки он скорее исключение, чем правило.
Офсетные технологии при производстве этикеток и упаковки
На сегодняшний день офсетный способ печати самый распростра¬ненный, самый развитый и самый обеспеченный разнообразным оборудованием, материалами и технологиями.
Офсетные технологии выгодны при любом (мелком, среднем или массовом) производстве, когда требования к качеству очень высо¬кие и когда упаковку изготовляют на бумаге? тонком картоне (до 1,2 мм), а этикетки на обыкновенной и металлизированной бу¬маге, на самоклеящихся материалах и тонких и жестких пластиках. И чем меньше послепечатных операций, таких как лакировка, тис¬нение, припрессовка фольги и голограмм, фигурная высечка и мик¬ровысечка, ламинирование, кэширование, нанесение клея, тем эф¬фективнее офсетная технология.
Печать проводят на листовых офсетных машинах от двух до шести красок, без переворачивающего устройства, но в некоторых случаях с секцией лакирования. В зависимости от массовости производства используют машины различных форматов: при мелком производ¬стве используют малоформатные, при среднем и массовом произ¬водстве - нолформатные и полного (70 х 100 см) формата. Я бы не рекомендовал использовать при печати этикеток и мелкой упаков¬ки (пакетиков) машины с подачей листа но узкой стороне. Как пра¬вило, возникают проблемы с совмещением красок на этикетках и упаковках, расположенных в хвосте листа.
Оптимальной по красочности следует считать пяти- или шестикра-
24 I Глава 2
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
сочные машины - четыре для триадной печати плюс фирменный цвет, пантон или металлизированные краски. При печати этикеток на металлизированных бумагах технологичнее грунтовую, белую (кроющую) краску наносить отдельно и после сушки печатать ос¬тальными прозрачными красками.
Листовые офсетные машины - очень дорогое оборудование, однако сбалансированность массовости производства, красочности и фор¬мата печатных машин, производительности печатного и послепечат-ного оборудования, делает офсетные технологии выгодными, так как нет ограничений по качеству, и, если невелико количество послепе-чатных операций, то и по себестоимости продукции.
Послепечатное оборудование - это одноножевые резальные машины, машины для тиснения и припрессовки фольги и голограмм, машины высечки, ламинирования, кэширования, нумерации и упаковки гото¬вых этикеток и упаковок. Как правило, эти машины имеют более низ¬кую производительность по сравнению с печатным и их сочетание по производительности имеет важное экономическое значение.
Что можно предложить конкретно?
Высококачественные этикетки со штриховым (плашечным) изоб¬ражением печатают, как правило, смесевыми (пантоновскими) крас¬ками. Количество красок не превышает пяти, если даже в печати используют краски под золото или серебро. При использовании сме-севых красок, а не металлизированных, как правило, применяют и дополнительную облагораживающую операцию - сплошное или выборочное лакирование.
Высококачественные полутоновые этикетки печатают триадными красками или дополнительно используют одну, две или более смесе-вых (пантоновских), металлизированных красок. В последнее время для облагораживания этикеточной и упаковочной продукции все чаще применяют сплошное или выборочное лакирование, а также тисне¬ние фольгой или блинтовое тиснение, сложной высечки и вырубки.
Пятикрасочная печатная машина с лаковой секцией - оптимальный вариант конфигурации при производстве этикеток и упаковки оф¬сетным способом печати.
Оптимальная нагрузка печатной машины при печати этикеточной или упаковочной продукции - пять красок плюс лак. Это совпадает с максимальным процентом красочности этикеток. Если продукция не будет лакироваться, то машина будет работать с отключенной лаковой секцией, но с сушкой.
При печатании на металлизированных бумагах машина работает оптимально: подложка плюс четыре краски триады и как конечный продукт - четыре краски плюс цвет металлизированной бумаг
Если на металлизированной бумаге необходимо нанести дополни¬тельно шестую краску, то для этой цели можно использовать фраг¬ментарное (местное) лакирование серебряным, золотым или цвет¬ным лаком. В качестве шестой краски можно использовать и флексографские краски и ракельную лакировальную секцию.
Для массового производства упаковки можно использовать пяти- или шестикрасочные офсетные листовые машины с двумя лакировальными секциями. В линии печатают шесть красок, после сушки наносят дис¬персионный лак-грунтовку, снова сушат и наносят лак УФ-отвержде-ния. Это сложная технология, оборудование дорогое и эффективно толь¬ко для массового производства элитной упаковки, но все делается на одной линии без перерыва между технологическими операциями.
Если возникнет необходимость в печати этикеточной и упако¬вочной продукции более чем в шесть красок + лакирование, то оптимальной будет следующая схема: печать первых одной или двух красок на двухкрасочной машине, а остальные пять + лак на много¬красочной машине с лаковыми секциями.
Лучше, конечно, когда этикеточную и упаковочную продукцию пе¬чатают на разных печатных машине. Однако это в идеале, теорети¬чески. Как правило, используют универсальные, а не специализи¬рованные, листовые офсетные печатные машины.
Как специализированные, так и универсальные печатные машины среднего и большого формата (более 520 х 720 мм) для изготовле¬ния продукции элитного качества предлагают ведущие фирмы, про¬изводящие печатное офсетное оборудование, такие как Не1с1е1Ьег§, МАЫ Ко1апс1, Коешпд & Ваиег (КВА), Котоп, ЗЫопага, МИзиЫвЫ ЭТО машины для массового производства этикеточной и упаковоч¬ной продукции. Для немассовых производств можно использовать печатные машины меньшего формата уже указанных фирм или дру¬гих фирм, производящих печатное оборудование меньших форма¬тов, такие как КуоЫ, Закига, АсЬзг., Б5Т.
У универсальных листовых печатных офсетных машин, как прави¬ло, секционное или планетарное построение. Печатный цилиндр имеет двойной диаметр по сравнению с офсетным цилиндром и пе¬редаточное устройство одноцилиндровое или цепное. Характерный технический параметр для этих машин - это величина интервала запечатываемых бумаг и картона. Для машин среднего формата (ори¬ентировочно 500 х 700 мм) этот интервал лежит в пределах от 0,04 до 0,60 или 0,80 мм толщины листа. Для машин полного формата (700 х 1000 мм) верхняя граница доходит до толщины листа карто¬на (1,2 мм). Эти машины могут быть без лаковой секции или с од¬ной лаковой секцией для работы с дисперсными лаками.
Специализированные листовые офсетные печатные машины для
26 | Глава 2
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
печати этикеточной продукции и высококачественной листовой продукции как среднего, так и большого формата, как правило, име¬ют секционное построене, трехцилиндровое передаточное устрой¬ство и три цилиндра печатного аппарата каждой секции одинаково¬го диаметра. Это пяти- или шестикрасочиые машины без/или с лаковой секцией, высокоскоростные (13 000 - 15 000 оттисков/час) с интервалом по толщине бумаги 0,04 до 0,40 или 0,50 мм.
Специализированные листовые офсетные печатные машины для пе¬чати упаковки, как правило, большого формата (болыпе700 х 1 000 мм) и с секционным построением. Печатный цилиндр имеет двойной диаметр по сравнению с офсетным цилиндром и передаточное уст¬ройство одноцилиндровое или цепное. Это четырех- или пятикрасоч-ные машины с одной или двумя лаковыми секциями для нанесения и лака УФ-отверждения. Однако могут быть и четырехкрасочные. В марке этих машин, как правило, отмечена их специализация на печати на картоне или на жести. Другая характерная их особенность - низкоскоростность - не более 11 000 оттисков/час и интервал тол¬щин запечатываемого материала сдвинут в сторону толстых мате¬риалов - до 1,20 мм. В последнее время в СМИ сообщалось, что фирмы МАЫ Ко1апс1, Коепш§ & Ваиег (КВА) и Котоп приспособи¬ли свои специализированные машины и для печати на микрогофро¬картоне. Эта непростая технологическая задача для офсетной печа¬ти. Давление печати, проводка микрогофрокартона в машине между цилиндрами, эффект «стиральной доски на оттиске» - это пробле¬мы, которые еще требуют решений и свежих идей. Гофрокартон -до сих пор прерогатива флексографской печати.
Конечно, этикетки можно печатать и на известной в СНГ печатной машине «Ромайор», но в этом случае вы рискуете, причем дважды: вашу этикетку будет легко подделать, к тому же подделка может оказаться по качеству печати лучше, чем оригинал.
Однако необходимо также заметить, что в малом количестве (до 1 000 экземпляров) этикетки и упаковку можно печатать даже на множительных машинах «Ксерокс», «Кэнон», «Кодак» или" на цветных принтерах и плоттерах. Но это особые случаи. И это уже не область полиграфических технологий.
Оттиски этикеток или упаковок лакируют, разрезают, обрезают, проводят высечку, различные виды тиснения, биговки, перфориро¬вания, нумерации, кэширования, наносят клей и склеивают короб¬ки упаковок.
Остановимся на высечке этикеток и упаковок. Есть такое средство -сложная фигурная высечка, очень эффективное, мощное и не требу¬ющее больших капиталовложений при массовом производстве. Про¬стое и гениальное решение: сделать прекрасно напечатанную этикетку или упаковку еще и фигурной, придать ей сложную конфигу¬рацию, провести высечку по сложному ажурному контуру. Да, та¬кой штамп стоит дорого и в примитивных условиях его не сделаешь, но и выдерживает он до миллиона высечек (вырубок, штанцеваний). А как красиво смотрятся ажурные этикетки, кольеретки, контрэти¬кетки, коробочки сложной конфигурации с окошечками, ручками и замочками.
Печать этикеток и упаковки высоким или флексографским способами печати
Большая редкость в жизни - удачное сочетание техники, техноло¬гии и материалов. Печатные машины серии ЬаЬе1шеп Р\У как раз являются образцом такой гармонии. Печатные машины этой серии рулонные и многокрасочные, с планетарным построением печатно¬го аппарата и с использованием технологии высокого способа печа¬ти с фотополимерными печатными формами. Они работают с пе¬чатными красками УФ-отверждения и снабжены УФ-сушильными устройствами для каждой краски.
Начнем со способа печати.
Каковы перспективы высокой печати для производства этикеток?
Идея способа высокой печати возникла давно. Способ высокой печа¬ти имеет свои сильные стороны и в этом его ценность и бессмертие.
Печатающие элементы, как мы знаем, расположены на одном уров¬не и над пробельными элементами. Краска наносится и ложится ровным слоем только на поверхность печатающих элементов. Плаш¬ка, текст, штриховые и микроштриховые (растровые) изображения воспроизводятся одинаково качественно на оттиске высокой печа¬ти. В этом самая сильная его сторона.
Однако для перехода краски с печатающих элементов на запечаты¬ваемый материал необходимо давление - равномерное, одинаковое и немалое. Чем больше давление, тем больше краски переходит на запечатываемый материал. Однако здесь и возникают технические проблемы, которые и считаются слабыми сторонами способа высо¬кой печати. Я хотел бы подчеркнуть - недостатки реализации спо¬соба, но не самой его идеи.
Поговорим подробнее о технических проблемах и о найденных ре¬шениях.
Рабочая поверхность печатающих элементов не лежит идеально в одной плоскости, и толщина запечатываемого материала тоже ко¬леблется. Чтобы компенсировать эти различия, увеличивают дав¬ление. Однако это возможно до определенного предела. Очень вы¬сокое давление, и особенно если печатная форма из твердого
Глава 2
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
материала (металла, дерева), приводит к появлению рельефа на от¬тиске и даже к разрыву запечатываемого материала. Высокое давле¬ние печати приводит к резкому росту растаскивания - к увеличе¬нию печатных элементов на оттиске. Краска раздавливается, и это приводит к неравномерности распределения краски но площади пе¬чатного элемента, она скапливается по краям и, еще хуже, на оттис¬ке площадь элемента увеличивается, а это уже приводит к искаже¬нию штрихов, растровых элементов и самого изображения в целом. Поэтому и применяют в высокой печати такую операцию как при¬правку - выравнивание давления печати.
Этикетка - это конгломерат текста, штриховых и растровых изоб¬ражений плюс множество плашек. Это область сильных сторон спо¬соба высокой печати, когда присутствие на оттиске и текста, и штри¬ховых и растровых изображений, и разнообразных по цвету плашек, равновероятно, потому что все получается качественно.
Мне кажется, у высокой печати в контексте производства этикеток большое будущее. И возрастающий спрос на узкорулонные печат¬ные машины высокой печати только подтверждают это.
Преимущество высокой печати перед флексографией и офсетом в производстве этикеток
Под офсетным способом печати мы понимаем плоский способ печа¬ти, при котором краска передается с печатной формы на офсетное резинотканевое полотно, а с него на запечатываемый материал. Про¬блемы давления устранены за счет введения офсетного полотна. Печатные элементы воспринимают краску, изготовленную на жир¬ной основе, а пробельные элементы в процессе печати смачиваются водным раствором. Присутствие воды в процессе печати создает 90% проблем при использовании этого способа печати.
Вода в процессе печати размывает тонкие штрихи изображений и текста. Штрихи на оттиске имеют неровные края и местами даже разрываются. Присутствие воды в краске (до 25%) снижает интен¬сивность краски, а следовательно, и интенсивность цвета на оттис¬ке, усложняет сушку и создает предпосылки для отмарывания и пе¬ретаскивания.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что остальные спо¬собы печати будут отвоевывать доли производства этикеток у способа офсетной печати. Однако борьба будет долгой, потому что создаются новые более интенсивные краски, новые офсетные технологии (высо¬кий офсет, сухой офсет, элкография), новые высокопроизводительные печатные машины, не только с цифровым управлением, да и весь пе¬чатный процесс переводится в область цифровых технологий.
А что касается флексографской печати, то флексография - это кентавр в полиграфии. Она вобрала в себя как сильные, так и слабые стороны способов высокой и офсетной печати.
Высокий способ печати (идея) с гибкими (эластичными) фотопо¬лимерными печатными формами. Широкий диапазон запечатывае¬мых материалов унаследован от высокой печати. Краска может быть любой по составу, так как рабочая поверхность печатающих элемен¬тов химически нейтральна и вода в процессе печати не участвует. И еще: печатная форма эластична и объединяет в себе и функции офсетного полотна. Одно но: тонкие штрихи и мелкие растровые элементы очень уж неустойчивы в процессе печати из-за эластич¬ности материала, что приводит к большим искажениям на оттиске. Вот почему нельзя печатать, используя высоколиниатурные растры и очень тонкие штрихи.
Что делать?
А то, что и делают - увеличивают твердость фотополимера, из которого и изготавливают печатную форму. И что получается?
Мы вернулись к способу высокой печати по свойствам печатной формы. Но это еще не все.
Эластичная печатная форма с повышенной твердостью печатающих элементов и сохранением гибкости и мягкости в основе (подложке) не требует ни приправки, ни анилоксового красочного аппарата, а следовательно, можно применять и более вязкие краски, которые имеют много сильных сторон, хотя они и требуют развитого красоч¬ного аппарата, имеющего тоже ряд преимуществ по сравнению с ани-локсовым.
Но это все теория. Вернемся к практике. Итак, машина ЬаЬе1теп РШ. Как решена проблема с краской? Гениально просто. В машине ис¬пользуются только краски УФ-отверждения. Следовательно, ис¬пользование УФ-красок это и все достоинства этих красок: хоро¬шая интенсивность цвета, низкая впитываемость, моментальное закрепление (после нанесения каждой краски) и высыхание на от¬тиске, и незасыхание в красочном ящике и на валиках красочного аппарата и печатной форме. Однако могут возникнуть и возраже¬ния: высокая цена УФ-краски. Но это временное явление. Сниже¬ние цены УФ-красок на российском рынке - уже тенденция.
Однако это еще не все с проблемой нанесения красок. В машине уста¬новлен развитый красочный аппарат высокой печати с двумя накатны¬ми валиками. Это точная подача и накат краски на печатающие элемен¬ты равномерным слоем, а регулировка подачи красок по зонам гарантирует стабильную работу красочного аппарата и машину в целом.
Стабильная и точная подача краски, отсутствие воды на печатной форме в высокой печати и точная приводка благодаря общему
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА СЕГОДНЯ
печатному цилиндру, когда в процессе нанесения всех красок запе¬чатываемый материал относительно неподвижен, - это все предпо¬сылки высокого качества многокрасочной печати на машинах ЬаЬе1теп РШ.
Печать этикеток, упаковки и другой печатной рекламы трафаретным, глубоким и тампонным способами печати
В настоящее время глубокий способ печати находит очень ограни¬ченное применение в производстве этикеток и упаковки. О сильных и слабых сторонах этого способа подробнее рассказано ниже в при¬ложении «Способ глубокой печати: вчера, сегодня и завтра».
Тампопечать применяют, когда необходимо нанести текст или изоб¬ражение на предметы, имеющие различные формы и место нанесе¬ния изображения не является плоским. Например, нанесение рек¬ламных текстов и изображений на ручках, зажигалках, пепельницах, рулетках и других рекламных сувенирах.
Трафаретный способ печати (шелкография) широко используется, когда необходимо нанести толстый слой краски на оттиск или когда изображение наносят на поверхность с грубой фактурой или на ци¬линдрическую поверхность. Например, широко применяется шел¬кография в печати на бутылках и флаконах медицинской, парфю¬мерной и ликероводочной промышленностей.
Для нанесения толстого слоя фрагментарного УФ-лакирования шелкография незаменима, особенно, когда речь идет о малых тира¬жах. Нанесение специальных красок, толстые слои кроющих красок и красок со специальными эффектами - это, прежде всего, шелко¬графия.
Дешевые печатные формы, широкий спектр запечатываемых мате¬риалов, как по составу, так и но фактуре поверхности, работа с ши¬роким спектром красок но составу - вот основные козыри шелко-графии.
Однако мы должны помнить, что для каждой конкретной реклам¬ной задаче нужно искать свое, уникальное решение.