Под общей редакцией Заместителя Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В.Григорьева.
Содержание:
- Зоны рисков полиграфического производства в условиях развития современной медиа сферы
- Основные показатели производственной деятельности полиграфических предприятий
- Экономические аспекты современного рынка полиграфических работ
- Экспресс-анализ настоящего состояния производства печатной продукции. Прогнозный взгляд на дальнейшее развитие рынка полиграфических работ
- Газетное производство
- Сектор журнального производства
- Книжная полиграфия
- Производство печатной упаковки
- Динамика развития деловой активности бизнеса в полиграфии (изменения, проблемы, тенденции)
- Технология цифровой печати как фактор дальнейшего развития полиграфического производства
- Инвестиционная деятельность в области полиграфического производства
- Вопросы подготовки профессиональных кадров
- Проблемные вопросы. Эволюция децентрализованной печати – вектор развития печатных СМИ
Заключение
Оценка развития полиграфии с точки зрения многофакторного анализа
Введение
2 Новости полиграфии, 2011, № 9. число книг и брошюр (печатных единиц) / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Постоянное замедляющееся уменьшение количества названий книг и брошюр в расчете на среднедушевой денежный доход населения. Десятикратное падение к 2017 году
|
тираж книг и брошюр, экз. / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Постоянное замедляющееся уменьшение количества экземпляров книг и брошюр на среднедушевой денежный доход населения. Десятикратное падение к 2015 году
|
листаж книг и брошюр, печ. л.-отт. / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Постоянное замедляющееся уменьшение количества печатных листов-оттисков книг и брошюр в расчете на среднедушевой денежный доход населения. Десятикратное падение к 2012 году
|
число журналов и других периодических изданий, экз. / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Уменьшение количества названий журналов, приходящегося на среднедушевой денежный доход населения, после 2008 года должно смениться ростом. Кризис стал помехой росту
|
годовой тираж журналов, экз.
|
Уменьшение годового тиража журналов,
|
/ среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
приходящегося на среднедушевой денежный доход населения, после 2008 года должно смениться ростом. Кризис стал помехой росту
|
листаж журналов и других периодических изданий / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Уменьшение годового листажа журналов и других периодических изданий, приходящегося на среднедушевой денежный доход населения, после 2005 года сменилось ростом. Кризис стал помехой росту
|
число газет / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Постоянное замедляющееся уменьшение количества газет в расчете на среднедушевой денежный доход населения. Десятикратное падение к 2015 году
|
разовый тираж газет, экз. / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Постоянное замедляющееся уменьшение разового тиража газет в расчете на среднедушевой денежный доход населения. Десятикратное падение к 2014 году
|
годовой тираж газет, экз. / среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Постоянное замедляющееся уменьшение тиража в расчете на среднедушевой денежный доход населения.
|
3Масштабный мониторинг действующих полиграфических предприятий, выполненный в 2007 г. и уточненный в 2008 г., охватывает традиционные типографии, а мониторинг специализированных цифровых типографий осуществлен отдельно в 2009 г.
Федеральные округа |
Общее кол-во типографий
|
Кол-во цифровых типографий
|
Кол-во типографий в столицах региона
|
Общая численность работающих в типографиях
|
I. Северо-Западный округ г. Санкт-Петербург всего:
|
390 425 815
|
123 185 308
|
163 425 588
|
9 297 14 066 23 363
|
II. Центральный округ г. Москва всего:
|
1 017 1 301 2 318
|
260 607 867
|
424 1301 1725
|
37 517 48 971 86 488
|
Ш. Приволжский округ
|
1 243
|
324
|
686
|
34 682
|
IV. Северо-Кавказский округ
|
206
|
34
|
92
|
5 342
|
V. Южный округ
|
482
|
97
|
250
|
11 891
|
VI.Уральский округ
|
689
|
280
|
392
|
14 860
|
VII. Сибирский округ
|
1 174
|
268
|
797
|
22 181
|
VIII. Дальневосточный округ
|
426
|
77
|
236
|
8 643
|
Итого:
|
7 353
|
2 255
|
4 772
|
207 450
|
Полиграфия России Удельные веса федеральных округов, (% от общего), на 01.01.2011г. Федеральные округа
|
Площадь территории
|
Численность населения (всего)
|
Численность населения городского
|
Полиграфичес- кие предприятия (всего)
|
Численность работающих на полиграфических предприятиях
|
I. Северо-Западный округ
|
9,0
|
10,0
|
11,0
|
11,1
|
11,3
|
II. Центральный округ
|
4,0
|
27,0
|
29,0
|
31,5
|
41,7
|
Ш. Приволжский округ
|
6,0
|
20,0
|
20,0
|
16,9
|
16,7
|
IV.Северо-Кавказкий округ
|
!,2
|
6,0
|
5,0
|
2,4
|
2,7
|
V. Южный округ
|
2,8
|
9,0
|
7,0
|
6,9
|
5,6
|
VI. Уральский округ
|
12,0
|
9,0
|
10,0
|
9,4
|
7,1
|
VII. Сибирский округ
|
43,0
|
15,0
|
13,0
|
16,0
|
10,7
|
VIII. Дальневосточный округ
|
22,0
|
4,0
|
5,0
|
5,8
|
4,2
|
Такое положение можно считать исторически сложившимся и определяется как общей численностью населения региона, так и его распределением на городское и сельское. В результате сложилась практика, когда печатная продукция, потребляемая в одном регионе, производится за его пределами из-за несоответствия местной полиграфической базы требованиям, предъявляемым к данной продукции. Главным образом, это связано с производством многокрасочных, объемных газет, иллюстрированных журналов, этикеточной и упаковочной продукции.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
1-ое полугодие |
2011 г.
|
2011 2010 %
|
Газеты, млрд. экз. (4-х полосные, формата А 2)
|
18,1
|
14,1
|
16,7
|
8,1
|
16,3
|
97,6
|
Книги, млрд. л/отт.
|
10,2
|
8,9
|
9,4
|
4,6
|
9,0
|
95,7
|
Прочая, млрд. л/отт
|
23,5
|
21,2
|
22,9
|
12,0
|
24,5
|
106,9
|
Таблица 4 Данные об объемах отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полиграфической деятельности (код по ОКВЭД 22.2) по России в 2008-2011 г.г. (млн. руб.)
По данным Росстата, объем общего годового оборота полиграфических предприятий страны в 2011 году составил 87,1 млрд. рублей или 3,6 млрд. долл. США
18(для сопоставления с результатами прошедших периодов и исключения влияния курсовой разницы курс доллара США принят на 01.01.2009г.). Но эта цифра характеризует результаты работы только 1614 полиграфических предприятий, а по данным проведенного мониторинга отрасли в настоящее время в ее составе функционирует более 7 тыс. полиграфических предприятий.
Таким образом, в системе государственной статистики оценка работы отрасли осуществляется по результатам работы только части типографий, представляющих в основном крупные и средние предприятия, доля которых в общем объеме выпуска печатной продукции существенно превышает 50 процентов. Работа остальных типографий, как правило, относящихся к категории малых предприятий, учитывается обобщенными данными малых предприятий в сводных статистических отчетах по регионам.
Для получения объективной оценки промышленного потенциала отечественной полиграфии в рамках данной работы, было проведено дополнительное исследование на основе имеющихся данных мониторинга отрасли, экспертных оценок и аналитических расчетов. Для этого все типографии были разделены на группы, исходя из их производственной мощности и оценочного оборота по основным видам деятельности.
В результате были получены следующие данные. Общий годовой оборот полиграфического вида деятельности в стране в 2011 году составил 172,8 млрд. руб. или 7.2 млрд. долл. США, что на 4,1% больше уровня 2010 года (166,0 млрд. руб.)
Газеты (млрд. экз., тираж условный в 4-х полосном исчислении формата А2) Федеральные округа |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||||||||||
Объем производства |
Удельный вес, (%) |
Объем производства |
Удельный вес, (%) |
Объем производства |
Удельный вес, (%) |
|||||||||
I. Северо-Западный округ |
1,5 |
10,8 |
1,6 |
9,7 |
1,5 |
9,2 |
||||||||
II. Центральный округ |
7,0 |
49,6 |
8,2 |
48,9 |
7,9 |
48,7 |
||||||||
Ш. Приволжский округ |
1,4 |
10,2 |
1,8 |
11,6 |
1,9 |
11,7 |
||||||||
IV. Северо-Кавказский округ |
Нет данных |
Нет данных |
0,35 |
2,1 |
0,39 |
2,4 |
||||||||
V. Южный округ |
1,3 |
9,1 |
1,2 |
7,2 |
1,14 |
7,0 |
||||||||
VI. Уральский округ |
0,98 |
6,8 |
1,2 |
6,7 |
1,2 |
7,4 |
||||||||
VII. Сибирский округ |
1,6 |
11,8 |
1,9 |
11,2 |
1,9 |
11,7 |
||||||||
VIII.Дальневосточный округ |
0,38 |
2,4 |
0,43 |
2.6 |
0,43 |
2.6 |
млрд. листов-оттисков) Федеральные округа |
2009год |
2010 год |
2011 год |
|||||||||||
Объем производства |
Удельный вес (%) |
Объем производства |
Удельный вес (%) |
Объем производства |
Удельный вес (%) |
|||||||||
I. Северо-Западный округ |
0,51 |
5,4 |
0,62 |
6,5 |
0,6 |
6,5 |
||||||||
II. Центральный округ |
5,6 |
62,9 |
5,6 |
59,8 |
5,5 |
59,8 |
||||||||
Ш. Приволжский округ |
1,4 |
15,3 |
2,1 |
22,1 |
2,0 |
21,7 |
||||||||
IV. Северо-Кавказский округ |
Нет данных |
Нет данных |
0,03 |
0,3 |
0,03 |
0,32 |
||||||||
V. Южный округ |
0,37 |
4,1 |
0,6 |
6,1 |
0,5 |
5,4 |
||||||||
VI. Уральский округ |
0,06 |
0,6 |
0,1 |
1,2 |
0,01 |
1,08 |
||||||||
VII. Сибирский округ |
0,23 |
2,5 |
0,37 |
3,9 |
0,3 |
3,26 |
||||||||
VIII. Дальневосточный округ |
0,02 |
0,2 |
0,27 |
2,8 |
0,46 |
5,0 |
Результаты статистических данных за 2011 год, а также экспертная оценка деятельности полиграфических предприятий, проводимая на протяжении всего года, дают основание сделать вывод о том, что производство печатной продукции в течение 2011 года практически осталась на уровне предыдущего 2010 года.
Результаты года характеризуются снижением выпуска газетной и книжной продукции в натуральных показателях и небольшим увеличением производства журналов и печатной продукции производственно-технического назначения (этикетка, упаковка). Некоторое увеличение объема выполненных работ в денежном выражении не характеризует динамику роста производства, а констатирует только рост стоимости используемых расходных материалов.