Подготовлен
рабочей группой при Совете по массовым коммуникациям при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, руководитель рабочей группы — президент ЗАО «Издательство «Семь Дней»
Бирюков Д.В.
при содействии консалтинговой группы «НЭО центр» и активном участии:
– президента Межрегиональной ассоциации полиграфистов Кузьмина Б.А.;
– председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Оськина А.В.;
– исполнительного директора Содружества бумажных оптовиков Широковой О.А.
Содержание
Введение
|
3
|
I.
|
Значение печатных средств массовой информации для населения Российской Федерации и потенциал их развития в современной медиасреде
|
5
|
II.
|
Место и роль индустрии печатных СМИ в экономике страны. Основные предприятия, участвующие в производстве и доставке прессы до потребителя
|
13
|
III.
|
Характеристика проблем в отрасли печатных СМИ и оценка сложившейся ситуации
|
18
|
IV.
|
Комплекс рекомендаций по развитию законодательства и план мероприятий государственной поддержки печатных СМИ
|
35
|
V.
|
Прогноз результатов реализации Программы развития печатных средств массовой информации
|
46
|
|
Приложения
|
58
|
Введение
Всистемесредствмассовойинформации,включающейпериодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации, важнейшее место принадлежит прессе.
Среди источников, из которых россияне предпочитают узнавать информацию, пресса является вторым каналом информирования после телевидения. Половина населения страны в наибольшей степени доверяет информации, полученной именно из печатных СМИ (Приложение 1).
Любая газета и журнал являются конечным продуктом цикла производства и доставки прессы населению, участники которого – бумагоделательные, полиграфические предприятия, издательства и распространителиизданий.Этипредприятияпринадлежатразнымотраслям, не выделены в единую систему, в связи с чем комплексное регулирование производства и реализации печатных СМИ отсутствует, общая стратегия развития прессы не определена.
Результатом работы отрасли печатных СМИ в этих условиях стало возникновение и углубление системных проблем, игнорирование которых приведет к стагнации, а в дальнейшем и к вырождению института прессы в стране:
l Неоправданный рост себестоимости печатных СМИ на каждом из этапов их производства и реализации приводит к росту розничных цен. Цена на прессу становится для населения недоступной.
l Отсутствие комплексного регулирования отрасли ограничивает возможности получения газет и журналов населением в связи с отмиранием института подписки и вымыванием прессы из объектов розничного распространения — киосков по продаже газет и журналов, супермаркетов и небольших магазинов.
В связи с этим Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации была сформирована рабочая группа по вопросу выработки Стратегической программы развития прессы.
Целью Программы является разработка государственных мер по стимулированию предприятий отрасли печатных средств массовой информации к снижению стоимости изданий для потребителей.
I. Значение печатных средств массовой информации для населения Российской Федерации и потенциал их развития в современной медиасреде
Cовременный период развития России, интеграция страны в мировую экономику,переходкновомутипуэкономическогоразвития,гражданскому обществу и правовому государству порождают огромную общественную потребность в информации.
Вновыхусловияхинформациястановитсяисточником,позволяющим сориентироваться в происходящих переменах, базой для получения знаний, катализатором преобразования самого человека и, таким образом, основой дальнейшего развития общества. Именно поэтому в современной жизни многократно возрастает ценность информации, ее полноты и качества, оперативности и доступности для населения.
Основным источником, призванным поставлять информацию, являются СМИ, среди которых особая роль принадлежит прессе. Это обусловлено следующими факторами:
С помощью печатных средств массовой информации государство формирует представление граждан об общественных процессах, побуждает к политическим и социальным действиям, осуществляет приобщение населения к общественно-политическим ценностям, нормам и образцам поведения.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года Правительство РФ определяет в качестве приоритетных направлений развития средств массовой информации создание правовых, организационных и иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, а также информации, пропагандирующей традиционные культурные, нравственные и семейные ценности.
В связи с доступностью прессы, ее наглядностью и разнообразием видов государство имеет возможность осуществлять воздействие на самую массовую аудиторию.
Наличие множества альтернативных печатных средств массовой информации позволяет государству реализовать функцию обеспечения конституционных прав граждан на свободное получение, передачу и распространение информации.
Определяя печатные СМИ как товар первой необходимости, государство включает его в потребительскую корзину населения страны, под которой понимаются расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. В 2010 году в потребительской корзине населения доля затрат на приобретение печатных изданий составила 0,48% (Приложение 2).
Высокой степенью доверия аудитории к печатным СМИ и признанием
прессы одним из основных каналов информации для многих слоев
населения страны.
Пресса является одним из важнейших источников, из которых россияне предпочитают узнавать информацию. Центральные ежедневные газеты читает около 70% взрослого населения страны, центральные еженедельники — от 90 до 95% взрослого населения в каждом крупном городе. В течение полугода среднестатистический россиянин читает или просматривает около 13 центральных изданий любой периодичности (Приложение 3).
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, по состоянию на 01.01.11 в России зарегистрировано около 94 тысяч средств массовой информации, из них почти 73 тысячи печатных (77% всех СМИ). Совокупный тираж печатных СМИ составляет свыше 5 миллиардов экземпляров в год.
n
Большинство населения трудоспособного возраста, а следовательно, и наиболее платежеспособного, относится к поколениям, воспитанным в классической системе советского образования, основанной на развитии культуры чтения, и имеющим привычку к чтению классической прессы (печатных газет и журналов).
n
n
Население страны, проживающее в небольших городах и удаленных поселках, значимую для себя социальную информацию о событиях, происходящих в регионе, муниципальном округе или районе, может получить в основном только на страницах местных печатных СМИ, имея доступ из иных средств массовой информации только к федеральным телеканалам и другим средствам информации федерального масштаба.
Стремительноеразвитиенаукиитехникизапоследниедвадесятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно внедряются в различные направления общественной жизни, в том числе и в сферу массовой информации.
Внедрение технологий привнесло новые возможности и в развитие отрасли печатных СМИ: цифровые технологии в полиграфии позволяют быстро, качественно и недорого производить малотиражную продукцию, выпускать газеты и журналы несколько раз в день, в издательском бизнесе появилась возможность массового распространения информации на разнообразных цифровых носителях.
Но если еще несколько лет назад эксперты во всем мире задавались вопросом, как скоро умрет пресса под натиском быстро растущего Интернета,приобретениеопытаработымедиасообществавцифровойсреде выявило устойчивые преимущества печатных СМИ в новых условиях и определило в качестве наиболее эффективной стратегии для издательских домов совмещение выпуска печатных и электронных изданий. Так, по информации президента Американской Ассоциации распространителей периодики и книг, в медиасообществе США, существенно раньше вступившем в эпоху дигитализации, в настоящее время в США только 13% населения пользуются электронными версиями журналов, а остальные 87% предпочитают печатные версии.
Потенциал развития печатных СМИ в нашей стране кроме вышеперечисленных факторов, определяющих роль прессы в системе СМИ, определяется следующими причинами:
n
Традиционныепечатныесредствамассовойинформациипредоставляют читателям более надежные, достоверные и систематизированные профессиональными специалистами сведения, в частности, по сравнению с Интернетом. Обработанная журналистами информация является важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства русского языка.
n
В настоящее время в России только 43% населения являются пользователями Интернета, а сама страна находится на 72-м месте по его проникновению в мировом рейтинге и на 52-м — по индексу интенсивности (Приложение 4, Приложение 5).
Источник: CNews Analytics, по данным Internet World Stats, 2010
n Низкой информационной грамотностью населения.
Доля россиян, регулярно пользующихся Интернетом, в 2010 году составила 43%.
Число интернет-пользователей по возрастным группам,%
Возрастная группа
|
Число интернетпользователей
|
Из них число пользователей мобильным интернетом
|
18–24 года
|
81
|
__
|
25–34 года
|
67
|
__
|
35–44 года
|
__
|
__
|
45–54 года
|
__
|
_
|
55 и выше
|
8
|
_
|
Приобщение читателя к «электронному» чтению требует дополнительных вложений на приобретение устройств доступа (компьютеры, планшеты, коммуникаторы), моральный износ которых определяется 2–3 годами.
Текущееблагосостояниенаселениястранынепозволяетудовлетворять спрос на цифровые устройства: 36,6% населения имеют средний заработок менее 10 000 рублей при прожиточном минимуме 5688 рублей, 23,4% населения принадлежат к группе со среднедушевым денежным доходом от 15 000 до 25 000 рублей_ (Приложение 6). В 2011–2014 годах рост реальной заработной платы прогнозируется на уровне 3,3–5% ежегодно, что существенно ниже по сравнению с темпами роста 2005–2008 годах, когда данный показатель составлял 12–17%_.
n Удобством получения информации через печатные СМИ.
Чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит для читателя в комфортном ему порядке, темпе и ритме. Для
_
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
_
Пояснительная записка Министерства экономического развития РФ к сценарным условиям для формирования вариантов социально-экономического развития в 2012–2014 годах.
получения информации не требуется дополнительных технических средств, что позволяет ознакомиться с ней в удобное время и в подходящем месте. Современные научные исследования показали, что читатели печатных изданий легче понимают прочитанное, чем люди, пользующиеся электронными устройствами для получения информации.
n Преимуществами подачи информации в печатном виде с точки
зрения систематизации информации, возможности ее вдумчивого,
глубокого изучения.
Только печатная информация, материализованная в газетной или журнальной полосе, несет фиксированное слово (текст), логически оформленное и поддающееся анализу. При чтении прессы потеря и искажение информации сводятся до минимума. Пресса — единственное средство,позволяющеепотребителюинформацииконтролироватьдинамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития.
n Печатные СМИ являются привлекательным источником распространения информации рекламного характера для бизнеса.
Размещение рекламы в печатных средствах массовой информации является высокоэффективным средством продвижения товаров и услуг. Этосвязано,во-первых,свозможностьюдоступакразнообразнымгруппам целевой аудитории, поскольку журналы являются самым избирательным средством массовой информации. Во-вторых, при меньших по сравнению с телевидением затратах на рекламу пресса обеспечивает высокий уровень охвата аудитории, что в результате уравнивает для рекламодателей расходы на размещение рекламы на тысячу человек в журналах и на телевидении.
Кроме того, доверие населения к рекламе, размещенной в газете или журнале,выше,чемкрекламнойинформации,размещеннойнателевидении, радио или на интернет-ресурсах. Так, по данным Национального координационного совета прессы, рекламе в газетах доверяет 63% населения, в журналах — 56%, на телевидении — 56%, на радио — 54%, в Интернете — 34% (Приложение 7).
Таким образом, печатные средства массовой информации остаются важнейшим востребованным общественным институтом с высоким потенциаломразвития,чтопредопределяетнеобходимостьгосударственного участия в его поддержании и развитии.