Здесь Вы можете скачать ГОСТ Р ИСО 9004-2008
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2008 Рекомендации по улучшению деятельности типографии и стандартизации деятельности полиграфического предприятия. Стандарт необходим при внедрении СМК (системы менеджмента качества полиграфии в типографии)
ГОСТ Р ИСО 9004-2001
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества
ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом
сертификации (ВНИИС)
ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15
августа 2001 г. № 334-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО
9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению
деятельности»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения
4 Система менеджмента качества
4.1 Менеджмент систем и процессов
4.2 Документация
4.3 Использование принципов менеджмента качества
5 Ответственность руководства
5.1 Общие рекомендации
5.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон
5.3 Политика в области качества
5.4 Планирование
5.6 Анализ со стороны руководства
6 Менеджмент ресурсов
6.1 Общие рекомендации
6.2 Работники
6.3 Инфраструктура
6.4 Производственная среда
6.5 Информация
6.6 Поставщики и партнеры
6.7 Природные ресурсы
6.8 Финансовые ресурсы
7 Процессы жизненного цикла продукции
7.1 Общие рекомендации
7.2 Процессы, связанные с заинтересованными сторонами
7.3 Проектирование и разработка
7.4 Закупки
7.5 Операции по производству и обслуживанию
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений
8 Измерение, анализ и улучшение
8.1 Общие рекомендации
8.2 Измерение и мониторинг
8.3 Управление несоответствиями
8.4 Анализ данных
8.5 Улучшение
Приложение А Рекомендации по самооценке
Приложение Б Процесс постоянного улучшения
Приложение В Библиография
Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение
высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы
менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности,
конкретные u1094 цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и
структура организации. Настоящий стандарт базируется на восьми принципах
менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре
систем менеджмента качества или единообразия документации.
Цели организации:
- определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и
других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков,
владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и
осуществление этого результативно и эффективно;
- достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей
организации в целом.
Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает
непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и
рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков,
важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти
соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:
- лояльность потребителей;
- повторные деловые контакты и обращения;
- результаты работы, такие как доход и доля на рынке;
- гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;
- затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного
использования ресурсов;
- выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты
достигаются наилучшим образом;
- получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей
организации;
- понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а
также участия в постоянном улучшении;
- уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности
организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в
результате деятельности организации, а также репутацией;
- способность создавать ценность как для организации, так и для ее поставщиков
посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты
совместной реакции на изменения рынка.
Настоящий стандарт направлен на применение «процессный подхода» при
разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы
менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных
сторон путем выполнения их требований.
Для результативного и эффективного функционирования организация должна
определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов
деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью
преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто
выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и
взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным
подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления,
которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а
также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает
важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной
ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на
процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в
разделах 4-8. Эта модель показывает, что заинтересованные стороны играют
существенную роль при определении входных данных. Мониторинг
удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации о
восприятии заинтересованными сторонами выполнения их требований.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как
согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения
друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у
стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в
целях создания условий для их использования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента
качества, которые могут использоваться для внутреннего применения
организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен
на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований
потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру
целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по
постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и
результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется для организаций,
высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения
деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако
он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Для большего удобства пользователей основное содержание требований ГОСТ Р
ИСО 9001-2001 помещено в рамки в соответствующие разделы настоящего
стандарта.
Информация, обозначенная как «Примечание», является рекомендацией по
пониманию или разъяснению.
Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий стандарт не содержит конкретных рекомендаций в отношении
других систем менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды,
менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый
менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации
согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с
соответствующими системами менеджмента. Организация может адаптировать
действующую систему(ы) менеджмента u1076 для создания системы менеджмента
качества в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта.
Полная версия документа доступна только членам Национальной Ассоциации полиграфистов. Получить документ Вы можете по запросу на электронную почту.
Отправить заявку на вступление в Ассоциацию...
Также Вы можете скачать стандарт на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.