№ п./п.
|
Наименование разделов
|
лист
|
1
|
Введение
|
4
|
2
|
Международная организация по стандартизации
ISO |
5
|
3
|
История качества
|
10
|
4
|
Характеристики глобального рынка
|
14
|
5
|
Требования европейского рынка и его влияние на мировую экономику
|
15
|
5.1
|
Европейский рынок
|
15
|
5.2
|
Сертификация
|
16
|
5.3
|
Нотификация
|
19
|
5.4
|
Закон ответственности за продукт
|
19
|
6
|
Понятие
«качество» |
20
|
7
|
Структуры стандартов МС
ISO 9001:2008 и МС ISO 9004:2000 |
21
|
8
|
Принципы СМК
|
24-37
|
8.1
|
Общие положения
|
24
|
8.2
|
Фокус на потребителя
|
25
|
8.3
|
Лидерство руководителей
|
28
|
8.4
|
Вовлечение работников
|
29
|
8.5
|
Процессный подход
|
31
|
8.6
|
Системный подход к менеджменту
|
33
|
8.7
|
Постоянное улучшение
|
33
|
8.8
|
Основанный на фактах подход к принятию решений
|
34
|
8.9
|
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
|
35
|
8.10
|
Корпоративная культура
|
36
|
9
|
Термины и определения в соответствии с
ISO 9000:2005 |
38-49
|
9.1
|
Термины
, относящиеся к качеству |
38
|
9.2
|
Термины
, относящиеся к менеджменту качества |
39
|
9.3
|
Термины
, относящиеся к организации |
40
|
9.4
|
Термины
, относящиеся к процессу и продукции |
41
|
9.5
|
Термины
, относящиеся к характеристикам |
43
|
9.6
|
Термины
, относящиеся к соответствию |
44
|
9.7
|
Термины
, относящиеся к документации |
45
|
9.8
|
Термины
, относящиеся к оценке |
46
|
9.9
|
Термины
, относящиеся к менеджменту качества процесса измерения |
47
|
9.10
|
Термины
, относящиеся к аудиту |
48
|
10
|
Исключения требований МС
ISO 9001:2008 |
50
|
11
|
Требования к документации
|
52-57
|
11.1
|
Общие положения
|
52
|
11.2
|
Руководство по качеству
|
53
|
11.3
|
Управление документами
|
54
|
11.4
|
Документированные процедуры
|
54
|
11.5
|
Управление записями
|
56
|
12
|
Требования МС
ISO 9001:2008 к СМК организации |
58-60
|
12.1
|
Общие требования
|
58
|
12.2
|
Аутсорсинговые процессы
|
58
|
12.3
|
Ответственность руководства
|
61-64
|
12.3.1
|
Обязательства руководства
|
61
|
12.3.2
|
Ориентация на потребителя
|
61
|
12.3.3
|
Политика в области качества
|
61
|
12.3.4
|
Планирование
|
62
|
12.3.5
|
Ответственность
, полномочия и коммуникация |
62
|
12.3.6
|
Анализ со стороны руководства
|
63
|
12.4
|
Менеджмент ресурсов
|
64
|
12.4.1
|
Предоставление ресурсов
|
64
|
12.4.2
|
Человеческие ресурсы
|
64
|
12.4.3
|
Инфраструктура
|
65
|
12.4.4
|
Производственная среда
|
65
|
12.5
|
Создание продукции
|
65-74
|
12.5.1
|
Планирование создания продукции
|
65
|
12.5.2
|
Процессы
, связанные с потребителем |
65
|
12.5.3
|
Проектирование и разработка
|
67
|
12.5.4
|
Закупки
|
70
|
12.5.5
|
Производство и сервисное обслуживание
|
70
|
12.5.6
|
Управление оборудованием для мониторинга и измерений
|
72
|
12.6
|
Измерение анализ улучшение
|
74-78
|
12.6.1
|
Общие положения
|
74
|
12.6.2
|
Мониторинг и измерение
|
74
|
12.6.3
|
Управление несоответствующей продукцией
|
76
|
12.6.4
|
Анализ данных
|
77-81
|
12.6.5
|
Улучшение
|
77
|
13
|
Разработка и внедрение СМК
|
79
|
13.1
|
Общие положения
|
79
|
13.2
|
Логическая схема внедрения и совершенствования СМК
|
80
|
1. Введение
Сегодня каждое предприятие сталкивается с множеством проблем порождаемых рынком. Постоянно растёт конкуренция, повышается комплексность продукции, а инновационные циклы уменьшаются. В этой ситуации основной целью предприятия становиться не скорейшее получение прибыли любой ценой, а выживание. Большие шансы имеют те предприятия, чья продукция и услуги полностью соответствуют требованиям потребителей. Качество, как свойство удовлетворения потребностей клиентов, играет при этом решающую роль и является важным фактором конкуренции. Стремление к качеству становиться центром стратегии любого предприятия. Важным инструментом в борьбе за высокое качество продукции предприятий является система менеджмента качества (СМК). Сама по себе СМК не спасает предприятие от банкротства, но существенно повышает шансы на выживание тем предприятиям, которые её у себя создали и эффективно используют. Другими словами – выживание предприятия зависит не от «менеджмента качества», а от качества менеджмента.
С идеологической точки зрения, основой СМК являются принципы качества, которые отражены с МС ISO 9004:2009 и представляют собой новую парадигму менеджмента предприятия.
Для экономического успеха предприятия, фирмы, организации главное не форма собственности и не менталитет работников, хотя то и другое имеют большое значение. Для экономического успеха главное – эффективность управления. Принципы эффективного управления разрабатывались людьми в течение всей истории цивилизации. Огромная заслуга МС ISO заключается в том, что эти принципы введены в рамки международных стандартов.
Внедрение идеологических принципов в хозяйственную деятельность предприятия повышает эффективность СМК в деле обеспечения выживания
С практической точки зрения, система качества должна быть построена, чтобы соответствовать нуждам потребителей, исполнительных руководителей и культуры организации. Некоторые организации использовали серию стандартов ISO 9000 для разработки систем менеджмента качества, которые интегрированы в способ, каким организации делают свой бизнес, и которые полезны в оказании им помощи в достижении их стратегических бизнес-целей – другими словами, такие системы добавляют ценность для организации. Другие организации, напротив, просто создали бюрократический набор процедур и записей, которые не отражают реалии того способа, каким организация работает на самом деле, и просто добавляют затраты, не являясь полезными. Такие процедуры не «добавляют ценности».
Многие организации внедряют МС ISO 9001:2008, просто документируя то, что они делают, не имея положительного влияния на совершенствования процессов организации. В теории измерения есть такая концепция, что вы не можете измерить что-либо, не изменив его. Похожий принцип применяется к системам менеджмента организации. Любое изменение в одной части системы в конечном счете повлияет на другие области. Руководство имеет дело с тем фактом, что при построении системы качества и внедрении ее в культуру организации организация изменится. Проблема в том, чтобы внедрить систему, которая соответствует требованиям и достигает позитивного изменения организации.
Наличие системы менеджмента качества, способной соответствовать требованиям международных стандартов, не решает всех проблем, с которыми сталкиваются организации. Потребители постоянно требуют большего по более низким ценам. Требования потребителя изменяются там, где несколько лет назад и не подразумевались изменения. Вопрос здесь стоит прежде всего в умении применить созданную систему во благо предприятия и умение её постоянно совершенствовать исходя из потребностей рынка. Если управление предприятием и система менеджмента качества предприятия стоят по разные стороны барьера, то инвестиции в систему превращаются в потери и помимо других проблем прибавляется проблема с самой системой
Скорее всего, и среди вас есть специалисты, которые в мыслях далеко от нашей темы и думают о том, как решить проблемы, которые каждый день наваливаются на них. Они сбиты с толку: «Как, - спрашивают они, - мы можем соответствовать всем этим требованиям системы менеджмента качества и оставаться конкурентноспособными?»
Цель нашего семинара не только изучить требования МС ISO 9001:2008, но и определить пути решения этой дилеммы.
Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO) создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ISO как правопреемник распавшегося государства.
При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos – равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO.
Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается проблемами сертификации.
ISO определяет свои задачи следующим образом: «Содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях».
Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации.
№ п./п.
|
Отрасль хозяйства
|
% выпущенных стандартов
|
1
|
Машиностроение
|
29 %
|
2
|
Химия
|
13 %
|
3
|
Неметаллические материалы
|
12 %
|
4
|
Руды и металлы
|
9 %
|
5
|
Информационная техника
|
8 %
|
6
|
Сельское хозяйство
|
8%
|
7
|
Строительство
|
4 %
|
8
|
Специальная техника
|
3 %
|
9
|
Охрана здоровья и медицина
|
3 %
|
10
|
Основополагающие стандарты
|
3 %
|
11
|
Окружающая среда
|
3 %
|
12
|
Упаковка и транспортировка товаров
|
2 %
|
Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. — это объекты совместных разработок ISO/МЭК. ISO уделяет много внимания стандартизации систем менеджмента качества, менеджмента экологии, менеджмента безопасности, менеджмента социальной ответственности. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов ISO серии 9000, серии 14000, серии 18000, SA 8000.
На сегодняшний день в состав ISO входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета – члена ISO. Всего в составе ISO более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ISO может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ISO, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ISO и быть представленными на заседаниях
Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ISO, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.
Сильные национальные организации в странах-членах ISO являются опорой для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.
Национальные организации – это проводники всех достижений ISO в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.
Организационно в ISO входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).
– это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут ИНФКОГенеральная ассамблея Совет ISO СТАКО ПЛАКО КАСКО ДЕВКО КОПОЛКО РЕМКОИсполнительное бюро
сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.
руководит работой ISO в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.
Совету ISO подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).
подготавливает предложения по планированию работы ISO, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.
обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ISO по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.
занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.
изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО:
-
•
организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах;
•
создание условий для обмена опытом с развитыми странами;
•
подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах;
•
содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах;
•
подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран;
-
•
Стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.
В этих направлениях. ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.
изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др.
КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.
оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств:
"Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах", "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы" и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.
– развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Существование и развитие ISO обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ISO.
Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.
Ведение всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.
Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть активными членами любого ТК или ПК; а также наблюдателями. Для первого случая в ISO существует статус члена Р, а для второго — статус члена О. Россия – активный член — в 145 ТК, а наблюдатель в – 16 ТК
Официальные языки ISO – английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ISO.
Принцип разработки стандартов ISO довольно прост. Инициатива создания новых стандартов исходит от организаций, использующих стандарты (как правило, это производители продукции или услуг, нуждающиеся в их интеграции с другой продукцией или услугами). Эти организации формируют базовые требования к стандарту и передают их своим национальным (по странам) представителям в ISO. В ISO решается вопрос о целесообразности разработки новых стандартов, и после положительного его решения определяется технический комитет, которому предстоит разработать проект стандарта. Проекты Международных Стандартов стандарта рассылается в адрес комитетов-членов ISO для изучения и голосования. Опубликование в качестве
Международного Стандарта (International Standard) требует одобрения, по меньшей мере, 75% комитетов – членов, участвующих в голосовании.
При других обстоятельствах, особенно когда имеется настоятельное требование рынка к таким документам, технический комитет может принять решение опубликовать другие типы нормативных документов:
-
-
Публично доступная спецификация ISO (ISO Publicly Available Specification – ISO/PAS) представляет собой соглашение между техническими экспертами рабочей группы ISO и допускается к публикации, если её одобряют более 50% членов головного комитета, участвующих в голосовании;
-
Техническая Спецификация ISO (ISO Technical Specification – ISO/TS) представляет собой соглашение между членами технического комитета и допускается к публикации, если её одобряют 2/3членов комитета, участвующих в голосовании;
Стандарты ISO – наиболее широко используемые во всем мире, их более 15 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500-600 стандартов. Стандарты ISO представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. Во многом это объясняется ответственным отношением технических комитетов к достижению консенсуса по техническим вопросам, за что несут личную ответственность председатели ТК.
Кроме принципа консенсуса при голосовании по проекту международного стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать еще и обязательную прозрачность правил разработки стандартов, понятных для всех заинтересованных сторон.
Весьма широки деловые контакты ISO: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях.
ISO поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций одновременно являются членами ISO. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ISO нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ISO и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).
Крупнейший партнер ISO – Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.
Международные стандарты ISO не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ISO связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандарт ISO в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации в тех формах, которые описаны выше, а также может применяться в двух- и многосторонних торговых отношениях. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ISO.
История качества такая же длинная, как и производство товаров и услуг. Первые упоминания о качестве мы находим в 1500г. до н.э. Кодекс Хаммураби. (царь Вавилонии).
Если строитель строил дом и построенное им сооружение рушилось то:
- Если убивало господина, то строителя постигала та же участь.
- Если смерть настигала сына господина, то убивали также сына строителя.
И так плохо было тому, кто плохо работал и давал плохое качество.
В России упоминание о качестве встречается в Указе Петра 1 от 11 января 1723г.
Повелеваю тульской фабрики Сорнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастырь понеже он, подлец, осмелился войску государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину альдермала флота Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья. Приказано оружейной канцелярии из Петербурга перебраться в Тулу и дённо и ношно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подьячии смотрят как альдермалы клейма ставят. Буде сомнение возмёт самим проверить и осмотром и стрельбою. Два ружья каждый месяц стрелять пока не испортятся. Буде заминка в войске приключаться при сражении по недосгляду дьяков и подьячих бить оных кнутами и нещадно по оголённому месту. Хозяину 25 кнутов и пени по червонцу за ружьё. Старшине альдермалу бить до бесчувствия. Старшего дьяка отдавать в унтер офицеры. Дьяка в писари. Подьячего лишать чарки сроком на один год. Новому хозяину оружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячим избы не хуже хозяйской были. Буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить.
К концу 19 века в мире сформировался ремесленный тип производства, которое характеризовалось высокой квалификацией рабочей силы, адаптированностью к рынку, приближенностью к потребителю и рациональным использованием ресурсов. Мастер – носитель знаний и учитель, лидер и создатель атмосферы вовлечённости и высокой мотивированности учеников, членов мастерской. Мастер обеспечивал целостность и неразрывность управленческих процессов. Мастер всегда работал на и во имя потребителя, он обожествлял потребителя и стремился к непрерывному совершенству. Переход к индустриальному производству и промышленная революция превратили учеников в рабочих, а мастеров в инженеров или менеджеров и разрушили институт мастерства. Рабочие процессы стали разбивать на простые операции, выполнить которые мог почти каждый малограмотный человек. Инженер перестал быть учителем, а менеджер лидером. Все составляющие принципов мастерства – знания и их передача, лидерство и их вовлечённость, целостность процессов производства и управления, обожествление потребителя, стремление к непрерывному совершенству – разрушились и перестали работать.
Восстановление принципов качества началось в США в 1905 году, когда основоположник менеджмента Фридерик У. Тейлор предложил систему управления качеством, основанную на допусках и проходных и непроходных калибрах. К этому времени разрушение целостности процессов производства привело к существенной проблеме – несобираемости изделий. Ф. Тейлор, введя понятие «допуски и калибры», дал мощный толчок развитию функциональной взаимозаменяемости. Одновременно он ввёл первую профессию в области качества – инспектор качества или технический контролёр и построил первый цикл PDCA (планируй – делай – проверяй – действуй). Действия менеджеров были весьма примитивны. За брак наказывали: штрафовали и выгоняли. Альфред Стоун, глава компании «Дженерал Моторс» в 20-е годы применил принцип разделения труда Адама Смита к управлению и тем самым придал законченный вид системе, которую имеют в виду, говоря о «массовом производстве».
В 1911 году Тейлор опубликовал книгу « Принципы научного управления», в которой изложил методы научной организации труда.
Сущность системы Тейлора заключалась в следующем:
-
•
Точное установление времени (выработки) на основе разделения процессов обработки, хронометража операций и изучения движений.
•
Подбор инструментов, оборудования режимов обработки, приёмов выполнения работ и рабочих для достижения максимальной производительности. Контролирование методов работы, а не производительности. Полное отделение рабочих от функций администрации.
•
Функциональная система управления, основанная на разделении административных функций.
Французский горный инженер Анри Файоль, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления, разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием и разработал 14 принципов управления.
-
1.
– специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях
2.
Полномочия – есть право отдавать приказ, а ответственность есть её составляющая противоположность. Где даются полномочия там возникает ответственность
3.
– предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками. Дисциплина предполагает справедливо применяемые санкции
4.
– работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника
5.
. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя
6.
. Интересы одного работника или группы работников не должны привуалировать над интересами компании или организации большего масштаба
7.
. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу
8.
. Централизация есть естественный порядок вещей. Однако соответствующая степень централизации будет восприниматься в зависимости от конкретных условий
9.
. – Это ряд лиц стоящих на руководящих должностях, начиная от лица занимающего самое высокое положение вниз до руководителя низового звена
10.
. Место для всего и всё на своём месте
11.
Справедливость – это сочетания доброты и правосудия
12.
Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро уходит.
13.
Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации
14.
Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.
К середине 20-х годов обозначились первые пределы возможностей системы Тейлора. На одном из заводов «Вестерн Електрик» в Хауторне численностью в 40 тысяч человек трудилось 5200 контролёров, но качество продолжало оставаться низким. На этой фирме было сделано сразу несколько открытий, три из которых следующие:
-
-
Вальтер Шухарт разработал концепцию статистического управления процессами (SPC)
-
Они поняли, что разделение труда ведёт к появлению функциональных барьеров между частями управленческого процесса, и там создали первую кросс – функциональную команду
-
Они осознали роль потребителя, которая выразилась в стремлении делать продукцию прогнозируемого качества, а в случае серийного производства – неотличимого качества. Т.е. потребитель получал одно и тоже качество за одну и туже цену.
Достижения данной компании могли бы иметь облик Америки, но наступившие вскоре «великая депрессия», а затем вторая мировая война не позволили США насладиться могуществом новых идей.
Далее театр основных действий переносится в послевоенную разрушенную Японию, которую США стали преобразовывать в демократическую и экономически здоровую нацию. Действия администрации генерала МакАурта позволили создать хорошие условия для роста бизнеса. Одно из таких действий было направлено на преодоление недостатков Японского менеджмента. С этой целью в Японию был приглашён доктор Э. Деминг – ученик и последователь д-ра Шухарта. Э. Деминг ознакомил японских руководителей с концепцией статистического управления качеством и с приоритетной ролью потребителя. Эта концепция плодотворно соединялась с японскими принципами семейных отношений внутри компаний, пожизненным наймом и стремлением к вовлечению рабочих в процессы управления и улучшения. Особую роль сыграли известные кружки качества.
В начале 60-х годов в центре внимания опять оказался человек, как основной фактор образования качества. Постепенно, сначала в Японии, а за тем и в других странах произошёл сдвиг парадигмы в теории управления. Парадигма – теория или модель, принятая за образец.
Мы почти победили, а промышленный запад практически повержен, и вы мало что можете поделать с этим, так как причины вашего поражения внутри вас. Ваши фирмы построены по модели Тейлора и даже хуже – так же построены ваши головы, а ваши рабочие орудуют отвёртками и вы полностью убеждены, что это и есть правильный путь в бизнесе. По-вашему суть менеджмента в том, чтобы извлекать идеи из головы босса и передавать их в руки рабочих. Мы оставили далеко позади этот образ мышления. Мы знаем, что бизнес в наши дни столь сложен, а выживание фирмы подвергается стольким опасностям во всё менее предсказуемой среде, наполненной конкуренцией, что само их существование зависит от каждодневной мобилизации интеллектуального потенциала фирмы.
Канасуке Мацусита 1982г.
60-80-е годы ХХ века стали периодом доминирования японцев на мировых рынках Европы. Пытаясь противостоять Японии, в 1979 году в Великобритании появились стандарты BS 5750, которые спустя восемь лет стали международными стандартами ИСО серии 9000. В первой (1987г.) и второй (1994г.) версиях стандартов налицо попытка усилить роль функционального менеджмента за счёт улучшения распределения ответственности, полномочий и взаимодействия. С момента появления стандарты ISO серии 9000 встретили критику со стороны США и Японии. Американцы объявили, что европейцы построили свою крепость, а японцы принявшие стандарты ИСО 9000 в качестве национальных в 1991г. , опасались нанесению вреда их собственному менеджменту качества.
С 1981 года, после показа фильма Л Лоббинса «Если могут японцы, почему не можем мы», США начали борьбу за потерянное преимущество. В этот период получают развитие идеи TQM, направленные на преодоление функциональных барьеров менеджмента и восстановление непрерывности управленческих процессов. В 90-е годы происходит формирования ещё одного важного направления – реинженеринга бизнес процессов. Он позволил посмотреть ещё раз на бизнес с точки зрения процессного подхода и показал его высокую эффективность. Ещё одним крупным шагом было создание компанией «Моторола» программы «шесть сигм». Это был ренессанс статистического подхода к управлению процессами, который позволил довести уровень несоответствий в процессах до нескольких несоответствий на миллион изделий.
реализацию этого решения повышают мотивацию и приводят к успеху.
Советский Союз не стоял в стороне мировых проблем связанных с качеством продукции. Три достижения, безусловно имеют мировой уровень:
-
1.
развитие системного подхода, выразившееся в создании серии систем управления качеством ( саратовская СБТ, ярославская НОРМ, горьковская КАНАРСПИ, КС УКП) .
2.
создание в оборонных отраслях институтов главных конструкторов – руководителей предприятий. Это была уступка мастерству, ибо главный конструктор, особенно в 50-60-е годы был фигурой особенно близкой к мастеру.
3.
Создание института военной приёмки, где представитель заказчика осуществлял процесс управления качеством
Признанное во всём мире качество военной техники СССР – это следствие двух последних причин. В гражданских отраслях качество было очень низким из-за разрушения принципа мастерства – ориентация на потребителя.
К 2000 г. ISO подготовил новую версию стандартов серии 9000, в создании которой равноправно участвуют представители почти всех стран мира. В результате консенсуса рождаются восемь принципов менеджмента качества:
-
-
ориентация на потребителя
-
лидерство
-
вовлечение людей
-
процессный подход
-
системный подход к менеджменту
-
непрерывное улучшение
-
подход к принятию решений на основе фактов
-
взаимовыгодные отношения с поставщиками
Эти принципы сохранены и в 4-ой версии стандартов ISO. В них сконцентрирован драматический опыт ХХ века, который был потрачен на то, чтобы вернуться к принципам мастерства, в центре которых человек, его знания, умение, нравственные принципы, лидерские свойства, направленные на обеспечение целостности процессов производства и управления.
– носитель знаний
– это лидер и учитель
– создавал атмосферу вовлечённости и мотивированности
– обеспечивал целостность и неразрывность технических и управленческих процессов
– работал на конкретных потребителей
– стремился к непрерывному совершенству
При переходе к массовому производству мы потеряли эти принципы, и, как вы видите из 8 принципов ISO, мы к ним вернулись через столько лет.
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер
мастер
Корпоративный подход.
Инициатива.
Стабильность рабочего места для персонала.
Справедливость.
Порядок
Скалярная цепь
Централизация
Вознаграждение персонала
Подчинённость личных интересов общим
Единство направления
Единоначалие
Дисциплина
Полномочия и ответственность
Разделение труда
3. История качества
Цель ISO
РЕМКО
КОПОЛКО
ДЕВКО
КАСКО
СТАКО
ПЛАКО
Совет
Генеральная ассамблея
2. Организационная структура.
2. Международная организация по стандартизации (ISO International Organization for Standardization)
Оглавление