Сегодня на падающем рынке полиграфических работ в сегментах производства печатных СМИ и книжной продукции, когда тиражная политика издающих организаций изменяется, происходят качественные перемены в структуре полиграфического бизнеса – в организации производства, технологическом оснащении и определении бизнес-решений. В общем объеме полиграфического производства тиражи газет от 3 до 5 тыс. экземпляров составляют более 30%, 10 тыс. экземпляров и выше – не более 3%, в книжном производстве - более 50% из общего перечня выпускаемых наименований печатается тиражом менее одной тысячи экземпляров.
Существующие и грядущие изменения на рынке полиграфических работ выдвигают перед его участниками задачу выработки новой стратегии развития полиграфического бизнеса вообще и каждого сегмента, в частности. Даже в условиях существующей неопределенности есть свои стратегии инвестирования и наращивания доли рынка, варианты решений, которые помогают минимизировать риски и получать максимальный эффект для конкретного бизнеса. Уже проявляется и главный вектор развития такого бизнеса – внимание к запросам клиента, понимание особенностей бизнеса заказчика полиграфических работ при возрастающей роли и ценности грамотного маркетинга, проводимого типографией.
В последние годы из-за недостатка внимания к проблемам и чаяниям бумажных носителей информации со стороны государства, завышенного восхваления «непревзойдённых» возможностей альтернативных (цифровых) источников информации, создалось мнение об отсутствии в обозримом будущем перспектив развития печатной прессы. Как бы то ни было, последовательный спад производства газетно-журнальной и книжной продукции в России уже стал реальностью
«Экономические условия сложились крайне непростые – растущие затраты печатных СМИ на обеспечение технологических процессов на фоне сокращения их доходной части в лучшем случае приведут к резкому сокращению тиражей, в худшем – к закрытию изданий. Это серьезные вызовы большинству типографий. Модернизация производства затратна, остается его оптимизация», – констатирует С. Овсянникова, – генеральный директор полиграфического комплекса «Экстра М» (Московская область).
Еще совсем недавно (до кризиса 2008 г.) и в последующие послекризисные годы, когда тиражи газетной и журнальной печати продолжали расти, типографии в спешном порядке модернизировали и расширяли свое производство, чтобы соответствовать новым требованиям издателей по печати многокрасочных и многостраничных газет, сокращению сроков их выпуска. А совершенствование журнального полиграфического производства было связано с необходимостью обеспечения качества печати «глянцевых» и корпоративных журналов здесь в стране, возврата ряда из них на отечественную полиграфическую базу из-за рубежа.
В тоже время, акцентируя внимание на проблемах газетно-журнального и книжного производства, нельзя не отметить, что в течение двух последних десятилетий полиграфисты не только продолжали печатать газеты, книжно-журнальную и различную акцидентную продукцию, но и значительно расширили ассортимент и увеличили объемы печати продукции производственно-технического назначения: упаковки, этикетки, обоев, бумажных и пленочных покрытий для мебельного и строительного производства. Развитие рынка рекламы создало новое направление в развитии полиграфии – широкий сектор «коммерческой» печати. Помимо бумаги и картона, освоены новые печатные материалы и технологии для печати на готовых промышленных изделиях. Сегодня масштабы применения полиграфических процессов в различных сферах экономической деятельности постоянно растут.
В подтверждение этого направления развития полиграфического производства и в преддверии Международной полиграфической выставки «drupa-2016» в Дюссельдорфе (Германия) drupa Global Insights опубликовала второе глобальное аналитическое исследование, где утверждается: «По сути, печать до сих пор является производственной индустрией. Хотя аналоговая печать в обозримом будущем сохранится, для дальнейшего развития отрасли будут важны цифровые печатающие устройства с тонером и, во все большей степени со струйной печатью. Модели печатного бизнеса должны эволюционировать вместе с изменениями технологий – print-on-demand, цифровая печать упаковки, текстиля и оформления интерьера».
В связи с поставленной задачей в данном докладе предусматривается рассмотрение следующих вопросов: тенденции развития отечественного полиграфического бизнеса в современной экономике, меры его государственной поддержки, причины, препятствующие развитию бизнеса в полиграфии, необходимые антикризисные меры, перспективы инвестиционной деятельности полиграфических предприятий.
ОТРАСЛЕВОЙ ДОКЛАД Российская полиграфия 2016. Состояние, тенденции и перспективы развития.