Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, КНИГОИЗДАНИЯ И ПОЛИГРАФИИ
Российская полиграфия
Состояние, тенденции и перспективы развития
ОТРАСЛЕВОЙ ДОКЛАД
Москва
УДК 339.13 : 655 (470) ББК 65.4225 + 76.17 Р76 Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при содействии авторского коллектива в составе Б.А.Кузьмина, Д.М.Закирова. Под общей редакцией Заместителя Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В.Григорьева. Авторы доклада выражают благодарность за предоставленные материалы, использованные в докладе:
Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП);
Содружеству бумажных оптовиков (СБО);
Гильдии издателей периодической печати (ГИПП);
Московскому государственному университету
печати им. И.Федорова (МГУП). © Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011 ISBN 978-5- 904427-11-5
Содержание
Содержание ...................................................................................................................... 3
Введение .......................................................................................................................... 4
1. Изменения в медиа-среде и их влияние на состояние и дальнейшее развитие полиграфического производства .................................................................................................................. 6
2. Динамика деловой активности бизнеса в полиграфии .................................................... 12
3. Экономические аспекты современного рынка полиграфических работ ........................... 15
4. Обзор рынка полиграфических работ. Изменения, проблемы и тенденции ..................... 23
4.1 Газетное производство ............................................................................................... 30
4.2 Журнальный сектор полиграфического производства ................................................. 35
4.3 Полиграфическая база производства книг .................................................................. 38
4.4. Полиграфическое производство для изготовления печатной продукции производственно-технического назначения ................................................................................................. 45
5. Инвестиционная деятельность ...................................................................................... 49
6. Проблемы общеотраслевого значения .......................................................................... 51
7. Вопросы подготовки профессиональных кадров ........................................................... 52
8. Технология цифровой печати как неотъемлемая часть современного полиграфического производства ................................................................................................................... 54
9. Возможный сценарий развития рынка полиграфических работ в 2011 – 2013 гг.
выводы ............................................................................................................................ 75
Введение
Ситуация в посткризисном 2010 году в сфере полиграфической деятельности продолжала оставаться весьма неустойчивой. Последствия кризисной ситуации 2009 года оказывали влияние на все происходящие процессы в отрасли.
По данным Росстата, падение производства в издательско-полиграфическом комплексе на конец 2009 года составило 25%. Кризис ударил по полиграфии значительно сильнее, чем по другим обрабатывающим отраслям промышленности. Как следствие, сегодня на рынке полиграфических работ продолжает сохраняться дисбаланс “спроса-предложения”, усиление конкуренции, тенденция снижения рентабельности производства и применение демпинговых цен на выполняемые работы.
В связи с этим, оценивая последствия финансового кризиса 2008–2009 гг., следует констатировать, что издательско-полиграфический комплекс вообще и полиграфия, в частности, в этот период остались практически один на один с возникающими проблемами, лишенные какой-либо оперативной поддержки по предлагаемым антикризисным мерам.
Конкретные проблемы издательств и полиграфических предприятий не нашли отражение в общеэкономических, антикризисных мерах Правительства Российской Федерации. Сохранение таможенных пошлин на ввоз в страну отдельных видов мелованных бумаг для печати и других полиграфических материалов при практически полной импортозависимости отечественного издательско-полиграфического производства, обострили конкуренцию между российскими и зарубежными типографиями. Постоянная “агрессивная” ценовая политика зарубежных производителей продолжает стимулировать отток заказов с внутреннего рынка полиграфических работ. Не имеют решения и предложения по снижению НДС для производства издательской печатной продукции, установлению определенных преференций для системы распространения периодических изданий и книжной продукции, а также по ограничению роста цен на бумагу для печати отечественного производства.
Кризисные явления предыдущего периода более четко обозначили и выдвинули на первый план целый ряд проблем общеотраслевого, системного характера, которые были скрыты ранее. Это, в первую очередь, недальновидная издательская тиражная и финансовая политика, которая дезинформировала типографии при проведении модернизации производства, недооценка перспективности внедрения цифровых печатных технологий во всех основных секторах рынка полиграфических работ, а также влияние распространения электронных средств воспроизведения информации на дальнейшее развитие рынка печатной продукции.
Тем не менее, сегодня можно говорить об определенной адаптации производства большинства типографий к реальным условиям рынка печатной продукции и относительной стабилизации в отдельных секторах полиграфического производства. В первом полугодии 2010 года средний показатель уровня производства ряда крупных газетно-журнальных полиграфических предприятий не превышал 50% к уровню 2009 года, а на большинстве региональных типографий он составил еще более низкую величину, что вызвало частичную консервацию производственных мощностей и активизировало работу по диверсификации производства. Постоянное, вялотекущее падение книжного производства ускорило процессы концентрации в этом секторе полиграфического рынка, а предприятия в секторе изготовления печатной продукции производственно-технического назначения, который в наименьшей степени подвергся влиянию кризисной ситуации, продолжали сохранять относительную стабильность производства.
Определенное улучшение экономического состояния в стране, вызвало увеличение выпуска печатной продукции во втором полугодии 2010 года на целом ряде полиграфических предприятий, особенно в секторе газетно-журнального производства. Это вызвано, прежде всего, ростом рекламного рынка, пересмотром таможенно-тарифной политики в стране по отдельным позициям, главным образом, связанным с деятельностью
ведущих издательских домов и полиграфических комбинатов в сфере производства печатных СМИ.
Оценивая общие итоги года в сфере полиграфического производства, следует отметить главное – тенденция роста производства после значительного его падения в 2009 году. В числе основных причин, способствующих улучшению экономического состояния полиграфического потенциала отрасли, следует считать оживление издательского предложения, как результат воздействия эффекта отложенного спроса, последовательную реализацию конкретных мер по оптимизации производства и совершенствованию маркетинговой политики на уровне каждого полиграфического предприятия.
Кроме того, прошедший первый этап посткризисного периода в полиграфии характеризуется не только повышенным вниманием к вопросам совершенствования экономики производства, уровню затрат, конкурентоспособности, пересмотру системы управления и взаимодействия с заказчиками печатной продукции, но и к быстроизменяющимся процессам в сфере коммуникаций и организации издательского бизнеса. Возрастающий интерес к электронным средствам распространения контента все в большей степени оказывает влияние на состояние полиграфического бизнеса.
Уже сейчас можно предположить, что в самое ближайшее время произойдут радикальные перемены в способах и средствах распространения информации. Следовательно, сегодня для всех тех, кто связан с полиграфическим бизнесом, особенно важно постоянно отслеживать все процессы, происходящие в медийной среде вообще и в издательской сфере деятельности, особенно.
1. Изменения в медиа-среде и их влияние на состояние и дальнейшее развитие полиграфического производства
Кризис и его последствия заставили все издательское сообщество осознать, что возврата к прежним условиям ведения бизнеса уже не будет. Ставится главная практическая задача – обозначить основные этапы движения в сторону мультимедийности и освоения новых источников доходов. Другими словами найти оптимальное соотношение между производством печатной продукции и расширением зоны распространения контента в цифровом формате. Таким образом, можно сделать вывод о том, что 2010 год дал старт принципиальным изменениям, определяющим статус и дальнейшее развитие всего издательско-полиграфического комплекса страны.
Что касается полиграфии, то сегодня трудно найти другую такую отрасль, которая за очень короткий период времени претерпела бы столь же глубокую и обширную трансформацию. В связи со стремительным развитием электронных средств массовых коммуникаций все чаще и чаще звучат пророчества “конца эры Гутенберга”. В это трудно поверить и можно утверждать, что печать на бумажном носителе будет в том или ином виде “вечно” служить обществу. Но с чем нельзя не согласиться, то это то, что типографии в своем традиционном представлении, исчезнут в самое ближайшее время и развитие цифровых печатных технологий, будет определять характер современной полиграфии.
Сегодня очень важно представлять достаточно достоверную картину состояния мировой полиграфии и уровень полиграфического производства в России, оценить силы воздействия на полиграфию новых мощных средств коммуникаций и на этой основе определить стратегические направления отечественного рынка печатной продукции и полиграфических работ, рынков оборудования, материалов, труда и капитала. Конечным результатом такого анализа должна стать стратегическая бизнес модель полиграфической сферы деятельности, обладающая возможностью адаптации к изменяющимся требованиям медиа рынка.
Еще в конце 20 века высказывались предположения, что новые разработки и технологии в мультимедийном секторе приведут к крупномасштабным изменениям в сфере полиграфического производства. Первое десятилетие нового века подтвердило эти прогнозы.
Так, кардинальным явлением в области производства печатной продукции стало практически полное исчезновение традиционных допечатных процессов. Цифровая техника и компьютерные издательские системы произвели переворот в сфере допечатной подготовки изданий и организации производства в системе “издатель – полиграфист”. В результате современное издательско-полиграфическое производство печатной продукции жестко разделилось на две зоны ответственности:
– издательская работа: создание контента, его подготовка и передача цифрового оригинал-макета в печать:
– полиграфическая реализация издательского проекта: прием и контроль оригинал-макета, печать и сдача готового тиража издания.
До недавнего времени сектор допечатных процессов был неотъемлемой частью полиграфии, связывающий создателей контента с конкретным процессом печати. Сегодня он не только выделился в самостоятельную сферу производственной деятельности, но и стал достаточно универсальным для создания любого вида контента, независимо от способа его распространения.
Более того, современные допечатные процессы на основе цифровых технологий заложили основу для создания систем сквозного цифрового управления всех ступеней полиграфического производства.
Как это не парадоксально, но технические изменения в сочетании с развитием рыночных отношений далеко не позитивно повлияли на полиграфическую деятельность.
Изменились сложившиеся ранее принципы организационного и технологического единства отрасли печати. С развитием Интернета появились абсолютно новые формы организации производства печатных изданий – размещение заказа, утверждение цветопробы, оформление и доставка тиража, согласование текущих вопросов, все это и многое другое осуществляется в режиме online. Эти процессы расширили возможности издающей организации в сфере децентрализованной печати, позволили преодолеть географические барьеры, из-за которых ранее издательский бизнес был в основном привязан к конкретной типографии.
Характерной чертой современной медиа-среды является разделение рыночного пространства на товарные секторы и сегменты, ориентированные на определенный контингент потребителей, что сформировало изменение некогда единого понятия издательско-полиграфического комплекса как отрасли на отдельные сферы производства печатной продукции: отрасль печатных СМИ, книгоиздания, индустрия печатной рекламы, упаковки, цифровая полиграфия и т.п. Все эти направления бизнеса в той или иной мере инициируют новые организационные формы, по разному восприимчивы к регулирующим воздействиям, неоднозначно влияют на развитие сферы печатной инфраструктуры.
Данный процесс вполне объективный, так как определяется чисто рыночными (экономическими) интересами субъектов общего рынка производства печатной продукции. И это соответствует общемировым тенденциям, но как показывает анализ, в большинстве развитых зарубежных стран, несмотря на дифференцированную рыночную структуру, издательско-полиграфическая сфера деятельности базируется на едином нормативно-техническом комплексе и скоординированном взаимодействии с инфраструктурой печати.
В отечественном издательско-полиграфическом комплексе в настоящее время такие условия отсутствуют и, следовательно, узко направленная сегментация рынка печатной продукции нарушает производственное и технологическое единство комплекса, приводит к потере необходимого регулирования ряда организационно-технических вопросов в этой сфере деятельности, оказывающих существенное влияние на функционирование и развитие отраслевого производственного потенциала.
Таким образом, несмотря на достигнутый достаточно высокий научно-технический потенциал, организационная основа издательско-полиграфического бизнеса России продолжает базироваться на традиционных понятиях предыдущей практики ведения дел.
Стремительные изменения в медиа-среде, особенно в наступивший пост кризисный период, и растущая конкуренция со стороны цифровых медиа, потребовали от издателей печатной продукции новых подходов и актуальных технологических решений. Падение выручки от продаж, вызванное последствиями экономического кризиса и ускоренным развитием компьютерных технологий, заставили издателей, особенно печатных СМИ, искать новые способы распространения своей продукции. Среди них – распространение цифровых версий изданий через специальные сетевые сервисы, сохраняющие верстку и дизайн печатных аналогов.
Несмотря на то, что актуальность решения данных проблем возросла в значительной степени именно сегодня, нельзя сказать, что это явилось неожиданностью для современного бизнес сообщества. Определение и прогнозирование динамики информационного рынка впервые были рассмотрены специалистами компании Heidelberg (Германия) и изложены в докладе “Печатные средства информации в 2010 году. Больше?…, меньше?…, исчезнут?” в марте 1997 года. Главным лейтмотивом данной работы было утверждение, что структура мирового рынка печатной продукции в целом стабилизировалась, и существенные перемены до 2010 года в ней не ожидаются (рис.1).
Структура рынка печатной продукции (прогноз на 2010 год) Рис.1 По данным компании «Heidelberg»
Вместе с тем подчеркивалось, что решающим фактором для индустрии печати будет не только развитие спроса на печатную продукцию, но, в первую очередь, усиливающееся давление электронных средств массовой информации. Коммуникационные технологии будут все больше влиять на все сферы общественной деятельности и иметь повышенное воздействие на рынок печати. С одной стороны, новые информационные технологии будут активно внедряться в полиграфическое производство, и совершенствовать его, обеспечивая дальнейшее развитие, а с другой стороны – вытеснять (замещать) печатную продукцию на информационном рынке.
Основной вывод, завершающий эту масштабную работу, содержит следующее утверждение: “Прогнозирование степени этой замены далеко не однозначно и во многом зависит от областей деятельности… Тем не менее, печатные газеты и журналы (как, впрочем, и книги) стали настолько прочным элементом человеческой культуры, что они должны выстоять даже перед драматически возрастающим натиском электронных средств информации”.
Сегодня, с позиций уходящего 2010 года, который в прогнозе был принят за точку отсчета, можно констатировать, что, определив правильно тенденции развития информационного рынка, компания не учла скоротечность этих тенденций. Было ошибочным предположение о росте рынка печатной продукции, емкость которого, в первую очередь, ограничивается платежеспособным спросом населения, а также компания не могла предвидеть появление и ускоренное развитие iPadов, ридеров, планшетных устройств и т.п. Конечно, следует учитывать, что мировой производитель печатной техники многое в своем прогнозе представил как желаемое, а не действительное и окончательной оценкой реального состояния дел в полиграфии можно считать настоящее положение “мирового лидера” на рынке полиграфической техники.
Рис.2
Процессы, происходящие в медиа-среде, развитие мультимедийных схем в распространении информации не могут не ставить вопрос о месте полиграфии в сложившейся (Рис. 2), но быстроменяющейся системе передачи информации. Все чаще и чаще звучат предположения, если не о полном исчезновении печати, то по крайней мере о резком сокращении производства в ряде секторов: газетно-журнальном, книжном и рекламном. Незыблемой сферой полиграфии остается только изготовление печатной продукции производственно-технического назначения (упаковка, этикетка и т.п.).
Сейчас, когда многие издатели задаются вопросом “а выживет ли бумажная дистрибуция вообще”, мы считаем, что электронное распространение будет по крайней мере хорошей альтернативой” - констатирует коммерческий директор ИД “Коммерсантъ” Павел Филенков. “Бумажная” подача контента сама по себе становится реликтом” - вторит ему директор по маркетингу медийного агентства Jet-Co Алексей Плешанов. И подобными суждениями уже заполнена вся профессиональная пресса.
В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением президента союза Media Forum Europe г-на Манфреда Хазенбека о перспективе полиграфического производства: “Думаю, что тех производителей печатной продукции, которые до сих пор верят в незыблемость позиций старых добрых печатных медиа, в ближайшем будущем ожидает разочарование. Число новых коммуникационных инструментов быстро растет, и традиционной полиграфии все труднее конкурировать с ними. Неудивительно, что даже менеджеры успешных типографий вынуждены считаться с этими процессами и корректировать стратегию развития своих предприятий. Если полиграфическая компания не сможет удовлетворить спрос на кросс-медиа, то она будет терять заказчиков, которые постепенно уйдут к поставщикам коммуникационных услуг, не имеющих ничего общего с полиграфией”.
К сожалению, приходится констатировать, что такая постановка вопроса вообще отсутствует в современной отечественной полиграфии, несмотря на то, что в зарубежной практике уже на протяжении последнего десятилетия решаются проблемы развития информационно-полиграфической сферы деятельности.
Еще на конгрессе Print&media.99 отмечалось, что характерной чертой данного состояния полиграфии является неполное ее соответствие тенденции возрастания конкуренции в условиях насыщения рынка смежными информационными продуктами. Были сформулированы рекомендации для полиграфических предприятий по изменению методов ведения бизнеса и его стратегии. Среди принципов организации полиграфического бизнеса были выделены:
– от сосредоточенности на внутренних проблемах и управления производством – к большему вниманию вопросам клиентов и тенденциям развития рынка;
– от традиционной типографии – к созданию “гибридного” автоматизированного предприятия, предполагающего производство как печатной продукции, так и интегрированных с ней медиа продуктов.
Новая концепция print&media (печать плюс медийный контент), которая в последнее время определяется термином “кросс-медиа”, получила уже широкое распространение в издательской сфере деятельности. Ее распространение на полиграфическое производство сегодня имеет принципиальное значение, оно связано со значительным расширением конечного продукта полиграфии и выходом на медиа рынок.
Современный этап развития издательско-полиграфического бизнеса ставит новые задачи повышения эффективности всех процессов производства – организаций сквозного управления рабочим потоком (workflow) от создания контента до печатного издания и его цифровых версий. Решение этих задач в ряде случаев (книжная и рекламная сфера деятельности, печать «по требованию» и персонализированные заказы и т.п.) возможно при организации допечатного процесса определенного уровня в целом ряде полиграфических предприятий. Сегодня данная организация подвергается новым изменениям и вновь возникает риск того, что эти необходимые изменения не будут восприняты своевременно и должным образом.
Рис. 3
Подлинный кросс-медийный издательско-полиграфический процесс предполагает организацию новой структуры взаимодействия “издатель – полиграфист” (рис. 3), которая позволит:
Устранить лишние этапы производственного процесса;
– резко сократить продолжительность производственного цикла;
– издателю сосредоточиться на основном процессе – создании контента;
– предоставить издателю (заказчику) возможность (на базе верстки и дизайна печатной версии) распространять его контент по различным каналам коммуникаций за более низкую стоимость, чем в случае создания или содержания им собственной инфраструктуры или с привлечением различных посредников.
Влияние изменений в медиа-среде на полиграфическое производство постоянно возрастает. Печатный бизнес как таковой постепенно теряет уровень актуальности и перед полиграфическими предприятиями неизбежно встает задача по развитию онлайновых услуг, определению позиционирования в системе мультимедиа.
Формирование нового сегмента информационного рынка на основе кросс-медийной полиграфии будет серьезным конкурентом возрастающему давлению электронных средств информации. Нельзя сказать, что такая постановка вопроса сегодня широко обсуждается в профессиональных полиграфических кругах. Тем не менее, как отмечает ряд экспертов, в
отдельных случаях уже прорабатываются бизнес-планы по организации конкурентоспособного производства допечатной подготовки изданий (сервис-бюро) и их медийных вариантов в недрах типографии. Основными факторами, сдерживающими эти процессы, являются значительные капитальные затраты на приобретение современного оборудования и программного обеспечения при ограниченном пока спросе на данные услуги, а также отсутствие достаточно квалифицированных кадров в этой сфере деятельности.