Рисунки и графики доступны только в полной версии документа
1. Свет и цвет.
Полиграфия также использует цвета, чтобы усилить впечатление от печатной продукции. Главная цель - предоставление клиентам изделий устойчиво высокого качества. Одним из необходимых предварительных условий для этого является создание стандартов для измерения качества. Для того чтобы оценивать цвета, мы должны “видеть” их. Для этого необходим свет.
Наша планета.
Подошва световой волны.
Количество колебаний в секунду - частота - выражается в герцах.
Волны разной длины обладают разными свойствами и характеризуются разными областями применения. Например, рентгеновские лучи используются для медицинской диагностики, а на многих кухнях в наше время стоят микроволновые печи. Излучение с другими длинами волн используется для телефонной связи, а также радио- и телевизионных передач.
Мы воспринимаем лишь очень небольшой участок электромагнитного спектра, называемый видимым светом. Он лежит в диапазоне от 380 нанометров (ультрафиолетовый свет) до 780 нанометров (инфракрасный свет). С помощью стеклянной призмы свет можно разложить на цветовые составляющие. Поскольку белый свет состоит из смеси цветов, представляющих весь видимый спектр, мы можем видеть все цвета радуги (см. рисунок на странице 4).
На рисунке ниже показано, как длины волн постепенно уменьшаются при переходе от красного к зеленому и синему свету.
Уменьшение длин волн.
Рис. 4. Все цвета радуги.
Цвет как таковой не является атрибутом предмета в отличие от формы. Однако физические тела обладают способностью поглощать или отражать свет определенной частоты. Мы видим только цвета, соответствующие длинам волн отраженного излучения. Когда белый свет встречается с предметом, возможен один из следующих вариантов:
— Все излучение поглощается. В этом случае мы видим предмет черным.
— Все излучение отражается. В этом случае мы видим предмет белым.
— Все излучение проходит через предмет. В этом случае цвет предмета не меняется.
— Часть излучения поглощается, а остальная часть отражается. В этом случае мы видим цвет, оттенок которого зависит от того, какие частоты поглощаются, а какие отражаются.
— Часть излучения поглощается, а остальная часть проходит через предмет. Мы видим цвет, оттенок которого зависит от того, какие частоты поглощаются, а какие пропускаются.
— Часть излучения отражается, а остальная часть пропускается. Цвет отраженного света и проходящего света меняется соответственно.
Какой из этих вариантов реализуется, зависит от свойств освещаемого предмета.
Свет, отражаемый или пропускаемый предметом, улавливается нашими глазами и преобразуется в электрические сигналы, которые перемещаются по нервным клеткам к мозгу, где они идентифицируются в качестве цветов.
Отражение света от предмета, вариант 1.
Такое устройство глаза с палочками и разными видами колбочек делает его настолько чувствительным, что мы можем воспринимать и различать несколько миллионов различных цветов.
Отражение света от предмета, вариант 1.
Основные аддитивные цвета - красный, зеленый и синий. Каждый из них представляет одну треть видимого спектра.
Аддитивное воспроизведение цвета можно наглядно продемонстрировать с помощью трех диапроекторов, каждый из которых направляет на экран круг света одного из трех основных аддитивных цветов.
Этот процесс используется в цветном телевидении и в театре для получения всех цветов видимого спектра.
Там, где перекрываются три круга света, получаются следующие дополнительные цвета:
Зеленый
|
+
|
Красный
|
=
|
Желтый
|
Зеленый
|
+
|
Синий
|
=
|
Голубой
|
Синий
|
+
|
Красный
|
=
|
Пурпурный
|
Синий
|
+
|
Красный + Зеленый
|
=
|
Белый
|
Нет света
|
|
|
=
|
Черный
|
Субтрактивное воспроизведение цвета, вариант 1.
Основные субтрактивные цвета - голубой, пурпурный и желтый. Каждый из них представляет две трети видимого спектра. Они могут быть получены путем удаления основного аддитивного цвета из белого света (например, с по мощью фильтра) или путем наложения двух основных аддитивных цветов.
Печатные краски представляют собой полупрозрачные вещества, действующие как цветные фильтры. Какой цвет вы получите при нанесении на бумагу вещества, поглощающего синий свет?
Синий “вычитается” из белого света, в то время как другие компоненты (зеленый и красный) отражаются. Аддитивное сочетание этих двух составляющих дает желтый цвет: это именно тот цвет, который мы видим.
Другими словами, печатная краска удаляет одну треть (синий) белого света (состоящего из красного, зеленого и синего). Предположим, что две такие полупрозрачные краски наносятся одна поверх другой, например, желтый и голубой. Сначала эти краски фильтруют синий, а затем красную составляющую белого света. Остается зеленый цвет, который мы и наблюдаем.
При субтрактивном воспроизведении цвета нанесенные поверх друг друга голубой, пурпурный и желтый дают следующие дополнительные цвета:
Голубой
|
+
|
Желтый
|
=
|
Зеленый
|
Желтый
|
+
|
Пурпурный
|
=
|
Красный
|
Пурпурный
|
+
|
Голубой
|
=
|
Синий
|
Голубой
|
+
|
Пурпурный+Желтый
|
=
|
Черный
|
Нет цвета
|
|
|
=
|
Белый
|
При субтрактивном воспроизведении цвета нанесенные поверх друг друга голубой, пурпурный и желтый дают следующие дополнительные цвета
Если голубой, пурпурный и желтый наносятся поверх друг друга, весь свет, падающий на поверхность, поглощается — то есть отражения не происходит. В результате мы видим черный цвет.
Субтрактивное воспроизведение цвета, вариант 2.
Черный, получаемый путем субтрактивного сочетания голубого, пурпурного и желтого, никогда не становится абсолютно черным из-за природы пигментов, используемых в красках.
Сочетание аддитивного и субтрактивного воспроизведения цвета называется автотипией.
Цветовые системы, рис. 1.
Другие используют цветовые круги, такие как HKS и Pantone. Применяются также цветовые круги, разбитые на 6, 12, 24 или большее количество сегментов.
Цветовые системы, рис. 2.
Цветовые системы, рис. 3.
Цветовые системы, рис. 4.
Это свидетельствует о том, что для однозначного описания набора всех возможных цветов необходимы три параметра.
В такой системе зеленый описывается следующим образом:
Зеленый = 0 х красный + 1 х зеленый + 0 х синий.
Или в еще более сжатой форме: G = 0 х R+1 х G+0 х B
Если мы представим себе, что основные цвета являются осями трехмерной системы координат, мы получим так называемое цветовое пространство.
Многие эксперты решают проблему систематизации цветов, выдвигая различные идеи по структурированию цветового пространства. Все известные к настоящему времени цветовые пространства имеют свои достоинства и недостатки.
Наиболее важные цветовые пространства прошли международную стандартизацию. Они используются многими отраслями промышленности: при производстве красок и лаков, текстильных и пищевых изделий, в медицине - и это лишь некоторые области применения. Самым распространенным стандартом является диаграмма цветности CIE (аббревиатура CIE означает “Commission Internationale de l"Eclairage/ Международная комиссия по освещению”).
Визуально воспринимаемые цвета в цветовом пространстве CIE (стандартная диаграмма цветности, напоминающая парус, язык или подошву обуви).
Диаграмма цветности CIE "язык".
Центральная (белая) точка имеет координаты X = 0,333 и Y = 0,333. Для основных источников цвета она обозначается Е (“энергетически эквивалентный спектр”), а для непрозрачных цветов А (“ахроматический”).
Насыщенность каждого цвета снижается от центральной точки к линии спектральных цветностей.
Еврошкала (DIN 16539) определяет координаты голубого, пурпурного и желтого для печати в три и четыре краски. Кроме того, определяются координаты дополнительных субтрактивных цветов - красного, зеленого и синего.
Показанная здесь стандартная диаграмма цветности иллюстрирует цветовые координаты, заданные DIN 16539, и набор печатаемых цветов.
Цвета, воспроизводимые с помощью Еврошкалы (ОШ 16539).
Еврошкала устанавливает следующие значения для мелованной бумаги при определенных условиях печати и измерений:
Параметры х, у и Y определяются с помощью спектрофотометра или трехкоординатного колориметра. Эти устройства выпускаются как в виде портативных приборов, так и в виде центральных станций с контролем цвета в онлайновом режиме (например, в системах Prinect® Axis Control® и Prinect® img/Image Control от Heidelberg®).
Основные и дополнительные цвета
|
Соотношения стандартных цветов
|
Светлота Y
|
|
|
х
|
у
|
Y
|
Желтый
|
0,437
|
0,494
|
77,8
|
Пурпурный
|
0,464
|
0,232
|
17,1
|
Голубой
|
0,153
|
0,196
|
21,9
|
Желтый-Пурпурный
|
0,613
|
0,324
|
16,3
|
Желтый-Голубой
|
0,194
|
0,526
|
16,5
|
Пурпурный-Голубой
|
0,179
|
0,101
|
2,8
|
При нанесении цветов Еврошкалы (в соответствии с DIN 16539) на мелованную бумагу рекомендуется для правильной цветопередачи наносить слой толщиной от 0,7 до 1,1 микрометра. Использование непригодных печатных форм, материала или красок может помешать воспроизведению стандартизованных угловых точек диаграммы цветности CIE.
Недостаточная насыщенность также ограничивает диапазон воспроизводимых цветов. На рисунке белым показано, как недостаточная насыщенность всех трех хроматических цветов уменьшает этот диапазон.
Выражаясь языком физики, толщина красочного слоя влияет на внешний вид следующим образом:
Печатные краски полупрозрачны, то есть не непрозрачны. Это означает, что через них проходит свет. При этом он сталкивается с частицами пигмента, которые поглощают его в достаточно большом диапазоне длин волн.
В зависимости от концентрации пигмента и толщины красочного слоя, на пути света находится меньше или больше частиц пигмента, что приводит к поглощению разного количества света. В итоге световые лучи достигают (белой) поверхности материала и отражаются через краску, попадая в глаза наблюдателя.
Уменьшение хроматических цветов.
Более светлым тонам соответствует меньшая относительная площадь растровых точек. Для воспроизведения различных цветовых нюансов применяется традиционный подход, который заключается в сохранении постоянной линиатуры растра (называемой также частотой растра) при изменении размера растровых точек с целью достижения требуемого тона. Напротив, частотно-модулированное растрирование заключается в изменении линиатуры при сохранении размера растровых точек. Относительная площадь растровых точек, как правило, указывается в процентах.
Связанные с процессом изменения относительной площади растровых точек (см. раздел 2.2.3) могут компенсироваться в отделении допечатной подготовки. Пробные оттиски измеряются и сравниваются с оригиналами, что позволяет построить кривые передачи. Если по всей технологической цепи, от сканера до печатного продукта, прошедшего послепечатную обработку, применяются унифицированные стандарты, можно ожидать достижения правильной цветопередачи.
Изменения относительной площади растровых точек, вызванные проблемами при печати, непредсказуемы. Поэтому следует уделять им особое внимание. Далее приводятся самые важные из этих факторов:
Передача растровой точки
|
Факторы, влияющие на растровые точки
|
Внешний вид растровых точек
|
Пленка
Монтаж Копирование Проявка |
Края пленки, клеящие вещества
Химикаты, время проявки |
Две растровые точки на пленке (примерное увеличение150х) |
Печатная форма
Изготовление печатных форм |
Материалы, износ во время печати
Время экспонирования вакуум, протравливание |
|
Увлажнение
Накат краски |
Количество увлажняющего раствора, рН,
поверхностное натяжение, жесткость воды, температура Толщина красочного слоя, стабильность, температура |
|
Печать
|
Вращение цилиндров
|
Растровые точки на печатной форме после наката краски
|
Офсетное полотно
Печать Офсетное полотно/бумага |
Материал, состояние,
поверхность Вращение цилиндров |
Растровые точки на офсетном полотне. |
Бумага
Проводка листов Приемка |
Поверхность, качество бумаги Приводка при транспортировке Отмарывание
|
На снимке с сильным увеличением ясно видны великолепные результаты на бумаге. |
Увеличение размеров растровых точек по сравнению с размерами на пленке или цифровом изображении называется “растискивание”, а иногда также “увеличение растровой точки”. Это вызвано отчасти печатным процессом, материалами или оборудованием, то есть факторами, на которые оператору достаточно трудно влиять, а отчасти накатом краски, которым оператор может управлять.
Заполнение - проблема, похожая на растискивание, вызывается накоплением печатной краски между растровыми точками, что уменьшает пробелы до полного их исчезновения. Иногда заполнение происходит в результате смазывания или двоения.
Уменьшение растровых точек — уменьшение относительной площади растровых точек по сравнению с площадью на пленке или цифровом изображении. На практике этот термин используется для описания уменьшения растаскивания, даже если растровые точки все еще больше точек на пленке или цифровом изображении.
Растискивание и уменьшение растровых точек.
Смазыванием называется искажение формы растровой точки в процессе печати в результате относительного перемещения печатной формы и офсетного полотна и/или офсетного полотна и листа. Например, круглая растровая точка может вытянуться и принять форму овала. Смазывание в направлении печати называется радиальным смазыванием, а в перпендикулярном направлении — поперечным. Если оба типа смазывания наблюдаются одновременно, смазывание происходит в диагональном направлении.
Двоение в офсетной печати наблюдается при появлении второй, как правило, меньшей по размеру, тенеподобной точки рядом с основной точкой. Двоение вызывается краской, которая переносится обратно на офсетное полотно без приводки.
Отмарыванием называется деформация растровых точек, вызываемая различными механическими факторами в печатной машине. Этот термин используется также как синоним термина смещение.
Правильно, неправильно.
Смазывание.
Правильно, неправильно.
Правильно, неправильно.
Двоение, отмарывание.
Правильно, неправильно.
Правильно, неправильно.
Правильно, неправильно.
Такие проблемы, как растискивание и уменьшение растровых точек, смазывание и двоение, особенно неприятны при использовании мелколиниатурных растров. Причина - размер мелких растровых точек увеличивается или уменьшается в той же степени, то есть в абсолютных, а не в относительных значениях, что и для более крупных точек. Однако многие мелкие точки вместе дают общую длину, в несколько раз превышающую соответствующий показатель для крупных точек с той же относительной площадью. Следовательно, для печати мелких точек используется больше краски, чем для печати крупных точек. Поэтому мелколиниатурные участки кажутся темнее. Контрольные и измерительные объекты позволяют воспользоваться этим фактом.
Для иллюстрации посмотрим на структуру и функции шкалы SLUR (см. рисунок внизу). Эта шкала включает в себя поля низкой и высокой линиатуры. В то время как фон низкой линиатуры характеризуется однородной относительной площадью растровых точек, значениям от 0 до 9 соответствует мелколи-ниатурный растр и увеличивающаяся относительная площадь растровых точек. На качественно запечатанном оттиске число 3 и поле низкой линиатуры характеризуются одинаковой относительной площадью растровых точек, и число является невидимым. При увеличении растаскивания следующее по порядку число исчезает. Чем больше напечатанные растровые точки, тем выше значение невидимого числа.
В случае уменьшения растровых точек все происходит наоборот. Число 2, 1 или даже 0 становится неразборчивым. Однако эти числа показывают только, что печать становится более “полной” или узкой. Причину этого следует установить путем изучения печатной формы с помощью увеличительного стекла или путем проверки печатной машины.
Хороший
|
Более полный
|
Более узкий
|
Поперечное смазывание
|
Радиальное смазывание
|
По слову SLUR просто определить направление растискивания, типичное для смазывания и двоения. В случае, например, радиального смазывания горизонтальные линии, образующие слово SLUR, которые идут параллельно переднему краю оттиска, становятся толще. В случае поперечного смазывания вертикальные линии, образующие фон слова SLUR, выглядят темнее.
Рисунок справа показывает, как изменение растровых точек влияет на печать, особенно при растискивании. Если растровые точки лишь для одного цвета больше, чем они должны быть, это приводит к новому оттенку, который, естественно, также влияет на общий внешний вид печатного изображения. В офсетной печати передача изображений с печатной формы на офсетное полотно и с последнего на бумагу, как правило, приводит к определенной степени растискивания.
Цветовые контрольные шкалы покажут, хорошими или плохими оказались результаты печати, но они не могут предоставить какие-либо абсолютные значения или раскрыть точную природу проблемы. Поэтому необходим объективный метод оценки качества, который заключается в измерении относительной площади растровых точек.
Как и относительная площадь растровых точек (F), растискивание (Z), как правило, приводится в процентах (см. раздел 3.5 с формулами для расчета). Оно является функцией разности между измеренной относительной площадью растровых точек на оттиске (FD) и соответствующим показателем на пленке (FF) или в данных. Поскольку растискивание меняется в зависимости от относительной площади растровых точек, важно, говоря о растискивании, сообщить также относительную площадь растровых точек на пленке. Например: растискивание 15% при FF = 40%, или сокращенно Z40 = 15%. Современные приборы позволяют непосредственно определить растискивание.
Измеренное растискивание Z представляет собой разность относительной площади растровых точек на оттиске (FD) и соответствующего параметра на пленке (FF) или в виде абсолютного значения данных. Другими словами, оно не зависит от показателя для пленки или данных.
Растискивание.
Правильно, неправильно.
Для построения характеристической кривой напечатайте ступенчатый клин с по меньшей мере тремя, но желательно с пятью или более тоновыми уровнями и одним плашечным (сплошным) полем. С помощью денситометра или спектрофотометра измерьте все значения и рассчитайте соответствующие относительные площади растровых точек. Разместите полученные значения на графике в зависимости от соответствующих значений для пленки. Вы получите “характеристическую кривую передачи”. При стандартизированном процессе изготовления печатных форм она будет идентична характеристической кривой оттиска.
Эта кривая относится только к той комбинации краски, бумаги, натиска цилиндров, офсетного полотна и печатной формы, для которой она определялась. Если вы будете выполнять аналогичное задание на другой печатной машине с другими красками или на другой бумаге, характеристическая кривая окажется несколько иной.
На рисунке 17 характеристическая кривая 1 представляет собой прямую линию, направленную под углом 45 градусов. Такая линия, как правило, недостижима. Она отображает идеальное состояние, при котором оттиск и пленка визуально неразличимы. Характеристическая кривая 2 представляет собой относительные площади растровых точек, реально измеренные на оттиске. Область между двумя кривыми и есть растискивание.
Средние тона особенно полезны для определения растискивания на оттиске. Из кривой 2 видно, что отклонения относительной площади растровых точек максимальны именно в этом диапазоне. Эта характеристическая кривая может использоваться для регулировки растрированной пленки при одновременном достижении требуемой относительной площади растровых точек на оттиске (с обычным растискиванием).
Однако на практике флуктуации, связанные с процессом, неизбежно приводят к небольшим отклонениям. Поэтому для растискивания всегда указываются допуски. Для поддержания максимально стабильного качества печати необходимо постоянно проверять относительную площадь растровых точек по цветовой контрольной шкале и с помощью Mini Spots® от Heidelberg.
Пленка, оттиск.
Рисунок 17.
Оттиск должен быть по возможности максимально контрастным. Для этого плашки должны иметь высокую оптическую плотность, а растровый участок следует печатать максимально открытым (с оптимальной разностью относительной площади растровых точек). Увеличение подачи краски, которое приводит к повышению оптической плотности растровых точек, усиливает контраст. Однако и здесь существует определенный предел -при слишком большой подаче краски растровые точки станут слишком полными и начнется заполнение, особенно в тенях. Это сокращает долю белого цвета бумаги и приводит к снижению контраста.
Если у вас нет измерительного прибора для прямого определения контраста, можно рассчитать относительный контраст (формулы даны в разделе 3.5.3) или определить его с помощью соответствующей диаграммы FOGRA.
Если в процессе производства происходит снижение контраста, несмотря на то что оптическая плотность плашек остается постоянной, это может означать, что пора смыть офсетное полотно. Если оптическая плотность плашек правильная, можно использовать значение контраста для оценки других факторов, влияющих на результаты печати, таких как:
Поскольку относительный контраст печати, в отличие от растискивания, в значительной степени зависит от мгновенной плотности плашек, он не может использоваться в качестве параметра для стандартизации. В последние годы его значение существенно снизилось.
Состав коричневого цвета.
Если меняется только содержание черного, цвет становится светлее или темнее, что не доставляет больших неудобств наблюдателю. То же происходит при изменении содержания всех трех хроматических цветов на одну и ту же величину в одном и том же направлении. Ситуация становится гораздо более неприятной, когда меняется сам цветовой тон. Это происходит, если содержание цветовых компонентов меняется на разную величину и особенно если индивидуальные хроматические цвета меняются в противоположном направлении. Такие изменения в цветовом балансе проще всего обнаружить на серых полях. В этой связи для контроля часто применяется баланс по серому.
Степень влияния неизбежных флуктуации для каждого цвета на результаты главным образом зависит от способа синтеза цветов, выбранного в отделении допечатной подготовки. При этом следует задать себе такие вопросы:
— Из каких триадных цветов состоят серые участки?
График состава коричневого цвета.
На рисунке ниже показано влияние сочетания цветовых компонентов. Коричневый включает в себя ахроматическую (серую) часть и хроматическую часть. Влияние друг на друга 70% голубого, примерно 58% пурпурного и 59% желтого (по Еврошкале) дает серый (ахроматический цвет). Оставшиеся 22% пурпурного и 31% желтого взаимодействуют с образованием светло-коричневого хроматического цвета. Вместе с серым участком это дает темно-коричневый цвет.
Влияние сочетания цветовых компонентов.
Ахроматический синтез.
Состав коричневого цвета при ахроматическом синтезе.
Это объясняется главным образом недостатками используемых на практике печатных красок. Для достижения хороших результатов необходимо изменить соотношения, например: до 62% М, 80% Уи 67% К. Ахроматический синтез эквивалентен 100%-ной замене цветных красок на серую (GCR; см. ниже раздел 2.4.6).
Вычитания цветных красок из-под “черной” (UCR), график 1.
Вычитания цветных красок из-под “черной” (UCR), график 2.
Состав коричневого цвета с заменой цветных красок на серую (GCR).
Например, коричневый в разделах 2.4.1 и 2.4.2 теоретически можно получить с помощью GCR следующим образом: Как и в случае с ахроматическим синтезом (раздел 2.4.2), цвета, получаемые этими двумя способами, не идентичны, если черный просто заменяется частью ахроматических CMY без регулировки хроматических компонентов. Идентичность цветов достигается, например, при 49% С + 70% М + 80% Y + 30% К.
Замена цветных красок на серую.
Измеренные значения для семикрасочного оттиска, введенные в диаграмму цветности CIE.
Печать “мокрое по сухому” происходит при нанесении краски непосредственно
на подложку или на предварительно нанесенный и высохший красочный слой. Если вторая краска наносится на все еще влажную краску, речь идет о печати “мокрое по мокрому”. С созданием многокрасочных печатных машин печать “мокрое по мокрому” получила широкое распространение
Напротив, если заданный цвет не достигается, красковосприятие является неадекватным. Это может происходить с каждым тоном при надпечатке двух или более триадных красок. Это ограничивает диапазон применения красок, в результате чего воспроизведение некоторых цветовых оттенков невозможно.
Даже в том случае, если вы наносите красочный слой требуемой толщины с заданным набором цветов и при точном нанесении основных красок — голубого, пурпурного и желтого, — может случиться так, что дополнительные цвета — красный, зеленый и синий - окажутся “слабыми” из-за проблем с надпечаткой.
Влияние неадекватного красковосприятия.
Во втором случае печать выполнялась на многокрасочной машине. Сначала пурпурный наносили на сухую бумагу (“мокрое по сухому”), затем голубой наносили поверх влажного пурпурного (“мокрое по мокрому”). В то время как пурпурный хорошо воспринимался бумагой, восприятие голубого было несколько хуже (из-за расщепления красочного слоя во время надпечатки). Таким образом, в образовавшемся синем цвете наблюдалась красная подцветка.
В третьем случае печать также выполнялась способом “мокрое по мокрому”, но в обратном порядке (пурпурный по голубому). В результате получали красный цвет с синей подцветкой.
При печати в четыре краски в качестве стандартной последовательности нанесения цветов использовали схему черный — голубой — пурпурный — желтый.
Для устранения проблем с красковосприятием оригинал и печатные формы следует тщательно осмотреть перед монтажом форм на печатной машине. При наличии участков сплошного фона может оказаться желательным печатать сначала менее многокрасочные участки.
Особенно это относится к печати растрированных участков и плашек. На белую бумагу следует сначала наносить растрированные участки, а затем плашки.
Последовательность нанесения цветов.
Цветовые контрольные шкалы выпускаются для четырех- восьмикрасочных печатных машин. На шкалах для машин, печатающих больше чем в четыре краски, меньше растровых полей и полей для обнаружения смазывания. В то же время на них больше элементов для регулировки плашек и цветового баланса.
На всех цветовых контрольных шкалах нанесено много элементов. Ниже представлены самые важные элементы цветовой шкалы Heidelberg CPC и элементы FOGRAnBrunner.
Поля сплошного фона.
Поля надпечатки плашек.
При печати на поле сплошного фона голубого, пурпурного и желтого должен получиться практически нейтральный черный. В целях сравнения вдоль поля надпечатки печатается сплошное черное поле.
Поля цветового баланса, рис. 1.
Поля цветового баланса, рис. 2.
Поля цветового баланса подлежат визуальной проверке. Они применяются также для автоматического контроля баланса по серому для голубого, пурпурного и желтого.
В стандартизированном процессе, описанном ISO 12647-2 (идентичном стандартному офсетному процессу), правильный баланс по серому достигается главным образом путем нанесения ICC-профиля для цветоделения.
Значения, измеренные в растровых полях и полях сплошного фона, используются для расчета растискивания и относительного контраста печати.
В настоящее время наиболее широко применяются цветовые контрольные шкалы FOGRA с полями 40% и 80%.
Поля смазывания и двоения.