Модернизация России: проблемы и пути их решения 2012

В работе рассмотрены проблемы модернизации России и предложены рекомендации по их решению. Особое внимание уделено проблемам улучшения предпринимательского и инновационного климата: совершенствованию налоговой и таможенной политики, модернизации судебной системы, повы-шению покупательского спроса и др.

 

Автономная некоммерческая организация
«Экспертно-аналитический Центр по модернизации
и технологическому развитию экономики»
(ЭАЦ «Модернизация»)

 

 

Модернизация России: проблемы и пути их решения

Содержание

 

Об авторах ……………………………………………………… 7

Введение …………………………………………………… 11  

1. Цели «Программы», необходимость и достижимость, которых обоснована в данной работе 17
2. Итоги 1990-2010. Россия в мировых рейтингах … 18
3. Источники финансирования модернизации ……....30
3.1.Совершенствование налогообложения фонда оплаты труда и доходов физических лиц …31
3.2.Налогообложение недвижимости……………………38
3.3.Дополнительные источники………………………… 48
4. Оффшоры и международные налоговые отношения.51
4.1.Оффшоры – угроза национальной безопасности России 51
4.2. Оптимизация международных налоговых отношений…62
5. Теоретические предпосылки и практические рекомендации …72
5.1.Замечания о модели экономики…………………….. 72
5.2. О капитализме и о том, что построено в России… 80
5.3. О земле …………………………………………… 88
5.4. О правосудии ……………………………………….92
5.5. О государстве …………………………………… 110
5.6. Национальный вопрос и «русский национализм»...130
5.7. Национальный вопрос и федерализм …………… 133
5.8.О некоторых проблемах взаимоотношений с СНГ..143
5.9. О социально-экономических формациях и об эконо-мических моделях развития ...150
5.10. Что надо делать…………………………………. 161
5.11. Проблемы развития финансово-банковского сектора………164
5.11.1. Некоторые особенности ведения банковской деятельности в современных условиях…….171
5.11.2. Основные причины современного кризиса мировой финансовой системы………………191
5.11.3. Необходимость реформирования междуна-родных финансовых отношений ………… 198
5.11.4. Реформирование системы регулирования бан-ковско-финансового сектора……………. 209
5.11.5. Заключение по подразделу. Основные выводы……223
5.12. Реформирования системы Налогообложения РФ… 228
5.12.1. Современные тенденции в развитии системы налогообложения… 234
5.12.2. Налогообложение доходов: необходим системный подход……249
5.12.3. О модернизации системы сбора налоговых платежей……263
5.12.4. «Целесообразность» налогообложения: современные подходы……275
5.12.5. Некоторые рассуждения и соображения….. 292
5.12.6. Неотложным меры по совершенствованию си-стемы налогообложения....298
5.13. Избыточное неравенство – тормоз экономического и социального развития…302
5.13.1. Избыточное неравенство и экономический рост…302
5.13.2. Избыточное неравенство и демография……307
5.13.3. Управление экономическим неравенством...312
5.14. О балансе цен и издержек производства …… 317
5.15. Наши мифы……………………………………….324 
6. Кризис власти…………...331
6.1. Неэффективная кадровая политика………………..331
6.2. Провал административной реформы………………333
6.3. Бесхозяйственность и неразбериха в системе
отраслевого управления……………………...……...335
6.4. Власть и общество…………………………………..337
6.5. Пути повышения эффективности государственного управления…..…..339 
7.1. Об экономической политике правительства, о про-блеме инвестиций в российскую экономику ….349
7.2. Управление федеральным имуществом и приватизация ……355
7.3. Залоговые аукционы и дело «Юкоса» …………….374
7.3.1. Залоговые аукционы ……374
7.3.2. Дело «Юкоса» …………380
7.4. Промышленная политика и особенности российской экономики………385
7.5.Тарифно-таможенная политика. Поддержка отечественного производителя………...401
7.6. Налоговое регулирование – эффективное средство развития несырьевой инновационной экономики...410
7.7. О налогообложении предприятий малого и инновационного бизнеса………….416
7.8.О совершенствовании налогового администрирования……………. 420
7.8.1.Упрощение налоговой отчетности……………420
7.8.2.Упрощение методики расчета НДС ………….426
7.9. Расстановка приоритетов …………..431 
8. Отрасли промышленности и их особенности (примеры подхода)…….434
8.1.Легкая промышленность ……………………………435
8.2.Машиностроение ……………………………………441
8.3.Авиастроение………………………………………..444
8.3.1. Опыт ОАО «Новое содружество» ……… 447
8.3.2. Рекомендации Научно–исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиационной техники ФГУ «4 ЦНИИ Минобороны России» ………..….454
8.4.Электроэнергетика России. Мифы и реальность..…462
8.4.1. Оценка ситуации …………462
8.4.2. Возможности дополнительного производства и снижения потребления электроэнергии ….469
8.4.3. О строительстве энергообъектов до 2020 г...470
8.4.4. Международное сравнение стоимости электро-энергии в России с другими странами…..472
8.4.5. Сравнение внутренней стоимости газа с «рав-новесной» (net-back) ценой при его экспорте в страны ЕС….………475
8.4.6. Причины низкой эффективности электроэнергетики России………….478
8.4.7. Энергетическая стратегия, инвестиции, строительство, сбыт………481
8.4.8. О развитии энергоемких предприятий в России…………..483
8.4.9. Выводы по модернизации электроэнергетики России…………484
8.5. Электронная промышленность и технологическая безопасность России ………..486 
9.1. О необходимости проведения Единой аграрной политики…………… 490
9.2. Что нужно делать …………...492
9.3. Что мы получим в результате……493
9.4. Мнение крестьян. Резолюция Конференции……...501

……… 505

Выводы и предложения……… 534 ,

 

Об авторах

 

Нигматулин Р.И.

, президент ЭАЦ «Модернизация», кандидат юри-дических наук, Почетный доктор наук Европейской Академии Информатизации, депутат Государственной Думы третьего и четвертого созывов. С 1999 г. по 2007 г. являлся заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по делам обще-ственных объединений и религиозных организаций. А.В.Чуев имеет более 200 газетных и журнальных публикаций и интервью по вопросам государственного строительства, местного само-управления, построения гражданского общества, совершенство-ванию избирательной системы, бюджетно-финансовой сферы, широкого спектра социально-значимых проблем. Он хорошо знает механизмы власти и то, каким образом решаются те или иные проблемы в нашей стране.

Чуев А.В.

, вице-президент ЭАЦ «Модернизация», к.т.н., работал главным механиком типографии, конструктором на заводе, начальником отдела качества и надежности в маши-ностроительном НИИ. С 1991 года возглавляет созданное им ма-лое машиностроительное предприятие, работающее на общих 8

Абрамов М.Д.
условиях налогообложения, что позволяет ему по собственному опыту судить о проблемах промышленности и малого бизнеса. Абрамов М.Д. – автор 11 изобретений в области машинострое-ния и более 100 публикаций, в том числе более 50 работ по про-мышленной и налоговой тематике. Им написаны монографии «Технологические методы повышения долговечности деталей» (1978), «Промышленная политика и налоговое регулирование» (2009) и «Модернизация России. Это реально» (2011), а также (в соавторстве) «Налоговая политика. Теория и практика» (2010).

промышленник, Председатель ВПП «Партия дела», выпускник Московского физико-технического института, председатель Совета директоров Группы компаний «Новое со-дружество»; при существующих сегодня в России условиях ор-ганизовал нормальную работу завода «Ростсельмаш», выпуска-ющего комбайны, до 40% которых поставляется на экспорт. Вместе со своими единомышленниками сумел довести до лет-ных испытаний («поставить на крыло») самолет ТУ-204 на Уль-яновском заводе «Авиастар». Сегодня завод выпускает ТУ-204 небольшими сериями. Бабкин К.А. имеет машиностроительные заводы в Канаде и США, что позволяет ему сравнивать условия работы здесь и там. В Канаде, вложив 150 млн. долларов, он за один год удвоил производство тракторов. При разработке Про-граммы модернизации России опыт К.А. Бабкина трудно пере-оценить. Свой опыт он обобщил в книге «Разумная промышлен-ная политика или как нам выйти из кризиса (2011).

Бабкин К.А.,

, член правления ЭАЦ «Модернизация», Госу-дарственный советник налоговой службы II ранга, д.э.н., про-фессор. Работал начальником Управления ценных бумаг Пром-стройбанка России, директором департамента налогов аудитор-ской фирмы «Делойт энд Туш», начальником Управления учета и отчетности Министерства по налогам и сборам России, Пер-вым заместителем директора ФГУП НИИ Развития налоговой системы ФНС, консультантом Комитета по экономической по-литике Совета Федерации Российской Федерации. Кашин В.А. – автор более ста научных работ и учебников, посвященных проб-9

Кашин В.А.
лемам финансов и налогообложения, например, таких известных книг как «Рубль плюс доллар», «Своя фирма за рубежом», «Правда о фондовой бирже», «Налоговые соглашения России», «Налоговая политика и налоговое администрирование», «Налоги и налогообложение» и др. Он хорошо знает налоговое законода-тельство зарубежных стран. Под его руководством Центром «Модернизация» по заданию Председателя Совета Федерации РФ выполнен первый этап разработки нового Налогового Кодек-са РФ «Налоговая доктрина России. Пути совершенствования налогообложения».

, генеральный директор Российской ассоци-ации производителей сельхозтехники "Росагромаш", член экс-пертного совета по агропродовольственным рынкам при комите-те Госдумы по аграрным вопросам, член рабочей группы по тех-нической и технологической модернизации сельского хозяйства при Правительстве России, Председатель комитета по взаимо-действию с госорганами Ассоциации менеджеров России, член Комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП, кандидат экономических наук. Корчевой Е.А. – автор раздела, посвящен-ного проблемам сельского хозяйства.

Корчевой Е.А.

зам. директора Института проблем естественных монополий, доктор технических наук, профессор, 1998-2002 – заместитель Министра по атомной энергетике, крупнейший специалист в области электроэнергетики, автор многих научных работ, в частности, «План по вводу мощностей невыполним», «Лишние станции Чубайса: Приватизация и мас-сированные инвестпрограммы в электроэнергетике не спасут Россию от электрошока», «Реформы должны сопровождаться ответственностью и мотивацией», «Газовый дисбаланс и пути оптимизации рынка газа», «Пора сокращать экспорт нефти! Ми-ровые тенденции требуют от России скорейшего пересмотра экономической стратегии», «Нефть, газ, энергия, мир, Россия: состояние и перспективы» и др.

Нигматулин Б.И., 
член Правления ЭАЦ «Модернизация», доктор экономических наук, профессор, директор Института со-10 
циально-экономических проблем народонаселения РАН, специа-лист в области анализа и моделирования социально-экономиче-ских процессов. Автор более 170 научных работ, из них более 10 монографий. Например, «Неравенство, экономический рост и демография», «Неравенство как ключевой фактор социально-экономической динамики», «Измерение экономического нера-венства» и др. Именно А.Ю. Шевяков доказал связь экономиче-ского роста с избыточным социальным неравенством населения. Результаты его исследований украшают нашу книгу. К сожале-нию, Алексей Юрьевич Шевяков скоропостижно скончался 8 июля 2011 года.
Предлагаемая работа выполнена авторским коллективом при Экспертно-аналитическом Центре по модернизации и техноло-гическому развитию экономики (президент Центра А.В.Чуев) при активной поддержке руководства Группы компаний «Новое содружество» и при участии ее экспертов (К.А. Бабкин и Е.А. Корчевой). При выполнении работы нами были использованы труды многих авторов, а также идеи и тезисы В.Л.Иноземцева с его разрешения.

 

Шевяков А.Ю. 

руководитель авторского коллектива, член Президиума Российской Академии наук, доктор физико-математических наук, экс-президент Академии наук Республики Башкортостан, член Правления ЭАЦ «Модернизация», депутат Государственной Думы третьего созыва, член Национального комитета России по теоретической и прикладной механике, лау-реат Государственной премии СССР (1983). Автор более 200 книг и научных статей, в том числе, «Как обустроить экономику и власть России: анализ инженера и математика» и «Кризис и модернизация России – тринадцать теорем». Именно последние работы, в которых очень конкретно и обоснованно указано по-чему, что и как надо делать, а также его работы по теории Меж-отраслевого баланса дают основания Р.И. Нигматулину возгла-вить авторский коллектив «Программы».

Список использованных источников 

 

 

Учить и распространять знания, в том числе о том, как обу-страивать свою страну, должны люди, обладающие жизненным опытом, теоретическими знаниями и понимающие, как добыва-ется объективная истина, не зависящая от интересов отдельных людей, сословий, классов или политических партий. Наиболь-ший эффект может быть достигнут, если над проблемами обу-стройства страны будут вместе работать ученые-естественники и инженеры, ученые-гуманитарии и политики, обладающие, по-мимо знаний и опыта, большим желанием улучшить жизнь в нашей стране, сделать Россию современным, сильным и богатым государством. Этими принципами мы руководствовались при формировании авторского коллектива, работавшего над науч-ным трудом «Модернизации России: проблемы и пути их реше-ния» предлагаемым вниманию читателя.
Вначале определим несколько базисных аксиом.
Сегодня в России при всем множестве разнонаправленных тенденций в экономике и социальной политике набрали силу три разрушительных процесса, способных поставить под угрозу само ее существование.
Первый опасный процесс заключается в разрушении рос-сийских производительных сил.
Второй процесс – в разрушении российской нации в самом широком смысле этого слова.
Третий процесс представляет собой ползучее, внешне мало-заметное разрушение государства, как единого целостного дей-ствующего механизма на фоне повальной коррупции, пронизы-вающей всю систему управления сверху донизу.
Это уже невозможно не замечать, и очень рискованно игно-рировать. Ситуация требует срочного, но профессионально про-думанного и экспертно просчитанного вмешательства. Необхо-дима позитивная программа. Нужна и политическая воля для ее реализации. От рассуждений о либерализме, монетаризме и о 12
прочих научных доктринах и понятиях пора переходить к поис-ку ответов на конкретные вопросы: почему, что и как нужно де-лать.
Если рассматривать Россию как многокомпонентный или многофазный экономический объект, то о состоянии этого объ-екта следует судить по величинам соответствующих параметров. Объект действует с участием миллионов людей с разными инте-ресами и возможностями. При этом, экономика работает, имея много циклов: дневных, недельных, сезонных, годичных и т.д. Чтобы экономика сама себя поддерживала, восстанавливала из-нашивающиеся (амортизирующиеся) производительные силы и работала устойчиво, как всякая динамическая многокомпонент-ная система, она должна быть сбалансирована.
Какие же параметры следует изменить для того, чтобы рос-сийское хозяйство работало более интенсивно, т.е. чтобы эконо-мика «крутилась быстрее» и оставалась устойчивой? Это – прежде всего, естественнонаучная проблема, требующая для своего решения инженерного стиля размышлений. Правильный ответ на указанный вопрос не зависит от политических пристра-стий. Так же как ход операции на сердце не должен зависеть от принадлежности хирурга и пациента к той или иной политиче-ской партии, так и «лечение» российской экономики не должно зависеть от политических предпочтений. Можно спорить о раз-делении доходов, кому больше, кому меньше, отстаивая классо-вые и групповые интересы, но на вопрос: как мобилизовать ре-сурсы и вызвать рост производства в стране, в том числе, если надо, и с перераспределением доходов, – решающее слово должно принадлежать ученым. По этой причине неудивительно, что суждения и рекомендации наших российских специалистов согласуются с суждениями лидеров мировой науки.
Необходимо также понять, что Россия не одна в мире. Мно-гие страны в разные времена имели проблемы, подобные нашим, и решали их. Мировой опыт построения общественных институ-тов и решения экономических и социальных проблем должен быть использован в нашей стране в полной мере. 13
Абсолютное большинство граждан России считают, что уже много лет в России ведется неправильная внутренняя политика. Однако что нужно делать, чтобы люди почувствовали перемены к лучшему при их жизни? - Здесь полный разброд. С одной сто-роны, люди понимают, что нельзя жить при таких зарплатах ра-бочих, инженеров, крестьян, врачей, учителей, военнослужащих. С другой стороны, правительство говорит, что повышать зарпла-ту можно, только увеличив производительность труда, иначе с ростом зарплат будут расти цены, рубль будет обесцениваться, и это называется страшным словом инфляция. Для многих это звучит убедительно. Но как тогда повысить производительность труда? Как увеличить производство товаров и услуг народного потребления? Ведь отечественное производство товаров народ-ного потребления, машин, средств производства с каждым годом падает, а если производство отдельных товаров и растет, то рас-тет очень медленно.
Только поняв, как исправить внутреннюю политику, чтобы росла производительность труда, граждане смогут выбрать нуж-ных, а не послушных депутатов и побудить власть выполнять осознанную волю народа, прекратив неправильную политику без революционных потрясений. А понять все это очень важно, по-тому что после того, «как только мужик поймет, что такое внут-ренняя политика, всё, конец этой политике». Это слова великого писателя и государственного деятеля Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
А в России надо менять многое во внутренней политике, из-за которой больше половины народа живут материально и ду-ховно очень тяжело, а каждый четвертый бедствует. И это на фоне 1–2% сверхбогатых людей, тратящих огромные и неподъ-емные для нынешней России ресурсы страны на личные прихо-ти.
Выправить экономику можно, лишь поняв ее азы и фунда-ментальные законы. А эти азы тяжело даются народу в большой степени потому, что обслуживающие финансово-олигархическую элиту политики, препятствуют этому понима-14
нию. В истории много примеров, когда власть и ее идеологи ста-рались держать народ в заблуждении. Вспомните, как мучитель-но человечество во многом из-за догматизма светских и религи-озных властей сопротивлялось пониманию, что Земля круглая, а не плоская. Несколько веков спустя догматики от власти препят-ствовали (казнив Джордано Бруно, преследуя Галилея и всех по-следователей Коперника) пониманию того, что Земля вращается вместе с другими ближайшими к нам планетами вокруг Солнца как общего центра. А сейчас это знает каждый школьник, и это знание – основа нашей ориентации, всех навигационных систем на Земле и в космосе.
На рубеже 40–50-х годов ХХ века власть в России шельмо-вала и преследовала тех ученых, которые отстаивали существо-вание генов – материальных частиц, являющихся носителями наследственных признаков. А сейчас генетика – одна из основ биологии и медицины. Опираясь на законы генетики, ученые до-стигли выдающихся результатов в диагностике и лечении болез-ней, в выведении новых продуктивных сортов растений и жи-вотных.
В те же годы власть в России преследовала тех, кто развивал кибернетику – основу современных информационных и компью-терных технологий. А сейчас информационная революция и компьютерные технологии изменили мир, резко ускорили про-цессы глобализации в экономике, политике и науке.
И в 1970–1980-е годы преследовали выдающихся ученых. Среди них наиболее известны философ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.А. Зиновьев и физик, академик А.Д. Саха-ров. Многих потрясений удалось бы избежать, если бы обсужда-лись и развивались их идеи.
В России по-прежнему власть «все знает сама», не опирается на научный анализ, не осознает и игнорирует законы экономики, пренебрегает мнением специалистов. И так может действовать только непросвещенная власть. Через несколько лет большин-ство народа поймет, что экономика страны, как и экономика лю-бой ее части (региона, отрасли, предприятия, семьи), должна 15
быть сбалансированной, что нельзя многие годы жить при во-пиющих диспропорциях (диспаритетах) цен и доходов. Однако чем позже оно (большинство) поймет, тем больше будет растра-чено национальных ресурсов.
Российскому обществу надо спокойно, не распаляя друг друга, разобраться в делах нашего Отечества. Обдумать и испра-вить многое и всерьез. В противном случае с трудностями при-дется столкнуться всем, и богатым и бедным, как это произошло после революции 1917 г. Или, иной вариант: плохо будет подав-ляющей части общества, как это произошло после революции 1991 г.
Известный профессор Московского университета А.А. Зи-новьев предупреждал: «И необходимое условие – объективно-беспощадное понимание сложившейся реальности. Желаю моим соотечественникам стремиться к этому пониманию, каким бы ужасающим оно ни было. Иначе нас просто исключат из исто-рии».
Научные работники вместе с прогрессивными политиками и инженерами должны активно способствовать тому, чтобы обще-ство поняло, как надо менять внутреннюю политику в России. Необходимо, чтобы это поняли государственные деятели, чтобы поняли учителя, врачи, военнослужащие, пенсионеры и все, кто не потерял веру в Россию.
Россия может выйти на путь интенсивного роста экономики. Цели, поставленные в нашей работе, достижимы, если убрать тормоза и препятствия для экономического роста, создать новый экономический режим. Авторы «Модернизации…» полагают, что время перемен наступило, и хотят содействовать тому, что-бы перемены были к лучшему.
Представленная научно-исследовательская работа «Модер-низации России: проблемы и пути их решения» включает сле-дующие разделы:
1. Цели модернизации России, необходимость и достижи-мость, которых обоснована в работе.
2. Итоги 1990-2010. Россия в мировых рейтингах.
16
 
3. Источники финансирования модернизации.
4. Оффшоры и международные налоговые отношения.
5. Теоретические предпосылки модернизации.
6. Кризис власти.
7. Экономическая политика правительства и пути повыше-ния ее эффективности.
8. Отрасли промышленности и их особенности (примеры подхода).
9. Сельское хозяйство.
10. Демография и здоровье населения.
Выводы и предложения.
По названиям разделов можно судить о рассмотренных нами проблемах. Некоторые вопросы (например, вопросы налогооб-ложения, таможенно-тарифного регулирования, межотраслевого баланса, преодоления коррупции, социального неравенства и др.) отражены в разделах «Модернизации…». Некоторые вопро-сы нами не охвачены (например, проблемы Армии, образования, регионального развития и др.). Над ними мы намереваемся рабо-тать в дальнейшем.
Многие наши предложения могут показаться очевидными. Но, к сожалению, правительство их в упор, или не видит, или о них не знает. А воздействовать на власть в целом, а значит и на Федеральное Собрание, и на Президента и правительство может только народ путем голосования за тех, кто готов взять на во-оружение и претворять в жизнь очевидные и неочевидные (но доказанные) рекомендации, в том числе и содержащиеся в нашей работе. 17

 

 

1. Вдвое увеличить расходы на оборону, образование, науку, культуру, здравоохранение и социальные нужды. Для ре-шения этой задачи к 2015 году в два раза увеличить размер бюджета.
2. Снизить бедность и социальное расслоение населения. Коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) снизить с 16-18 до 8-10 раз. Ко-эффициент Джинни1 снизить с 0,42 до 0,3.
3. Объемы вводимого в эксплуатацию жилья увеличить в три раза.
4. Строительство автомобильных и железных дорог увели-чить в три раза.
5. Производительность труда в промышленности увеличить в два раза. Издержки при производстве или добыче металлов, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, удобрений снизить к 2020 году в три раза, а к 2015 году – в два раза.
6. Производство сельскохозяйственной продукции увели-чить в два раза.
7. Производство промышленной продукции увеличить в два раза.
8. Внутрироссийские цены на электроэнергию, газ, бензин, дизтопливо, керосин снизить в полтора раза.
9. Обеспечить прирост населения России на 2-3%.
10. Снизить потребление алкоголя и наркотиков в два раза.
11. Создать условия, обеспечивающие увеличение рождаемо-сти и средней продолжительности жизни россиян с 69 до 73 лет.
12. Существенно уменьшить коррупцию – подняться по рей-тингу стран со 154 места (из 176) в первые пятьдесят стран.
1Коэффициент Джинни (индекс Джинни) — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или реги-она по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уров-ню годового дохода). 18
 
13. Существенно упростить и сделать прозрачными процеду-ры взаимодействия физических и юридических лиц с чиновни-ками государственных служб.
14. Снизить инфляцию до 4-5% в год.
15. Удельный вес оффшорного бизнеса в России снизить до 8-10% (сегодня – 50-70%).
16. Снизить ставки по кредитам до 4-6%.
17. Число безработных (сегодня 6 млн. чел.) и число граждан работающих в неформальном секторе (сегодня 12-15 млн. чел.) снизить в два раза.
18. Оптимизировать экономические и политические отноше-ния с бывшими советскими республиками.
19. Построить развитое гражданское общество и правовое государство.

 

 

За указанный период было сделано много хорошего. Об этом можно прочитать в докладах и отчетах руководителей нашей страны и увидеть по телевизору. Многие почувствовали улучшения в личной жизни.
Но есть и недостатки.
Российский народ вымирает от болезней, пьянства, нарко-тиков. Из-за неэффективной демографической политики, только за последние 8 лет нас стало на 2 миллиона меньше. Ес-ли бы не мигранты, нас стало бы меньше на 5 миллионов. По уровню смертности на 1000 человек населения в 2009 году Россия находилась на 16-м месте с конца в глобальном рейтин-ге2. Наши соседи в этом рейтинге – Нигерия, Зимбабве, Чад, Сомали. В России долгие годы сохраняется африканский уро-вень смертности. По продолжительности жизни, напротив, наша страна занимает 162-е место в мире (68 лет), пропуская
2 Вымирающая страна,

 

 

19
вперед такие страны, как Папуа - Новую Гвинею, Гондурас и даже Ирак (144-е место и около 70 лет).
За 10 лет в 1,5 раза увеличилось потребление алкоголя на душу населения и достигло 18 литров абсолютного алкоголя (чистого спирта), что более чем в 2 раза выше того уровня (8 литров), который Всемирная организация здравоохранения признала особо опасным для здоровья людей. В России около 5 млн. больных алкоголизмом. Доля алкоголиков в 1,5-2 раза превышает показатели большинства европейских стран. Коли-чество лиц, систематически совершающих противоправные действия и поступки на почве злоупотребления алкоголем, ко-леблется от 10 до 12 млн. чел. Ежегодная смертность по при-чинам, связанным с пьянством, составляет от 300 до 400 тыс. чел.
За 10 лет потребление наркотиков в России увеличилось в 9 раз. В основном это люди в возрасте до 30 лет. В России, по данным ФСКН3, около 6 млн. наркоманов, 1,8 млн. больны наркоманией, 350 тысяч находятся на учете в наркологических диспансерах.4 2,5 млн. чел. курят гашиш и марихуану, 500 тыс. предпочитают синтетические наркотики из Европы. Россияне потребляют 20% всемирного объема производства героина. Это столько же, сколько во всех других европейских странах, где проживает более полумиллиарда человек (население России – 142 млн.). Ежегодно в России умирает более 100 тыс. наркома-нов в возрасте до 30 лет.5
3 ФСКН – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков
4http://www.rian.ru/spravka/20070626/67829656.html
5 Управление ООН по наркотикам,
http://www.withoutdrugs.ru/2010-01-22-15-11-30.html
6 Росстат, http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh46.htm
Нормальное комфортное жилье до сих пор недоступно для абсолютного большинства, нуждающихся в нем. Число семей, улучшающих жилищные условия, постоянно снижается: 1990 год – 1.296 тыс. семей, 2000 – 253 тыс., 2009 – 147 тыс.6 20
Из-за неуверенности в завтрашнем дне, из-за отсутствия жилья и работы, из-за низкой зарплаты, из-за отсутствия дет-ских садов женщины не хотят рожать. Последние два-три года ситуация с рождаемостью улучшается, но до простого воспро-изводства населения (два ребенка на семью) не говоря уже о росте его численности еще далеко.
Зато, по утверждению президента Федерации мигрантов РФ Маджумдера Мухаммада Амина, в России живут 16 мил-лионов мигрантов из бывших союзных республик, из которых 9 миллионов уже приняли российское гражданство7. Если бы не они, демографическая катастрофа стала бы очевидной для всех.
7 В России живут до 16 миллионов мигрантов, "Российская газета", 27.05.2011
8 В.Л.Иноземцев, Лукавая безопасность, Известия, 1 февраля 2011 г.
Растет преступность. Выступая в октябре 2010 г. в Ессен-туках на совещании о комплексных мерах по обеспечению стабильности в этом регионе, президент Д.А. Медведев рас-критиковал силовиков, назвав приводимую ими статистику преступности "лукавой, веры в которую нет". Собственно го-воря, в этом сомневался мало кто из специалистов. Разве мо-жет в стране, где в одном Кущевском районе "неожиданно вскрылось" 220 изнасилований, фиксироваться лишь 5,4 тыся-чи таких преступлений в год? И разве правдоподобна стати-стика, по которой в стране, где в 2009 году обнаружено 77,9 тысячи неопознанных трупов и пропало без вести 48,5 тысячи человек, зарегистрировано всего 18,2 тысячи убийств? По дан-ным ученых из НИИ Академии Генпрокуратуры РФ, в 2009 году в России было совершено не 3 с небольшим миллиона преступлений, как следует из официальной статистики, а почти 26 миллионов, и при этом в последние пять лет преступность не сокращалась, а росла на 2,4% ежегодно.8
Россию уничтожает коррупция, которая не похожа на кор-рупцию мелких чиновников и «кормление» крупных в про-шлые века. Сегодня воровство приобрело особые масштабы. 21
Теперь полученные средства можно относительно легко скры-вать за рубежом, чего не было никогда ранее. Однозначно можно говорить: такого масштаба разграбление национального богатства не принимало никогда ранее в истории России. Ры-нок коррупции в России оценивается в $300 млрд.9 (9,0 трлн. руб.). Для справки: доходы федерального бюджета на 2011 год запланированы в сумме 8,9 трлн. руб.
9http://www.infox.ru/authority/state/2009/11/17/YEzhyegodno_v_Rossii.phtml
10 В.Л.Иноземцев,Выступление на VII сессии Валдайского клуба 1 сентября 2010 года
11http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/mp_bd.htm
12Россия отличилась удвоением миллиардеров, «Независимая газета»,
12 марта 2010 года
Промышленность почти разрушена. Россия превратилась в страну, не имеющую реальной экономики; это – пустая скор-лупа, густо размалеванная рекламой и лозунгами. Судите сами. В 2009 году в России было произведено на 44,3% меньше ав-томобилей, чем в РСФСР в 1986-м, произведено на 57% мень-ше цемента, изготовлено в 14,5 раза меньше грузовых автомо-билей, в 18 раз меньше гражданских самолетов, в 40 раз мень-ше тракторов.10 И так далее.
Малый бизнес, в необходимости развития которого нас по-стоянно убеждают, интенсивно разрушается. За два последних года (2009-2010) число малых предприятий сократилось почти на четверть. Если верить Росстату, за этот период прекратили существование более 60 тыс. малых предприятий11. Зато при рекордном (8%) падении ВВП в России за один 2009 год число долларовых миллиардеров почти удвоилось (с 32 до 62 чело-век).12 В 2011 году их уже 105. Как говорится: «кому война, а кому мать родна».
Многие умные и энергичные люди бегут из страны. Опро-сы в вузах показывают, что возможность покинуть страну не исключают до 45% выпускников, а твердо намерены добивать-ся отъезда от 18 до 24%. Готовы уехать до 30% предпринима-телей. Не менее 4 млн. россиян имеют вид на жительство в 22
странах Европы и США, сотни тысяч семей отправляют детей учиться за рубеж, значительное число граждан скупает недви-жимость за границей. По данным риэлтерских компаний евро-пейских стран, россиянами куплено в Европе 1,4 млн. квартир и домов. 70% покупок сделаны после 2004 года. Уезжают со-стоятельные и самостоятельные люди. За три последних года уехали 1,5 млн. чел. По данным Левада-Центра, для 79% по-тенциальных эмигрантов мотивом является желание жить в условиях верховенства закона, прав и свобод, а для 69% – воз-можность избежать произвола властей.13
13 В.Л.Иноземцев, Тихий исход энергичных и молодых сограждан,
«Известия», 9 декабря 2010 г.
14России объявили предвыборный джихад? Газета «Неделя», 25 января 2011, http://www.weekjournal.ru/politics/1726.htm
Многие обещания власти выполняются с точностью до наоборот.
Обещание «мочить бандитов в сортире» обернулось вой-ной на Кавказе и привело террористов в Москву. С 2000 по 2009 год число терактов выросло в шесть раз, и достигло аст-рономической цифры – более 750 терактов в год.14
Обещание «поднять Россию с колен» обернулось разруше-нием армии и флота и падением авторитета России в мире. За что уважать страну, которая кроме нефти и газа почти ничего не умеет делать!? При этом затраты на все, что мы все-таки де-лаем, постоянно растут (см. Табл.1).

Реализация лозунга «превратим Россию в великую энерге-тическую державу» превратила нашу страну в сырьевой прида-ток развитых и развивающихся стран и поставила ее в полную зависимость от мировых цен на нефть. И эта зависимость рас-тет. Если в 2000 году нефть стоила 20 долларов за баррель, то в 2010 – 80 долларов и нам этого мало… Бездефицитный бюд-жет в 2011 году, бывший министр финансов А.Л. Кудрин обе-щал при 109 долларах за баррель. Что будет, если цены на нефть упадут, например, до 50 долларов (что вполне вероятно) - даже страшно подумать. 23

15В.Л.Иноземцев. Закат эпохи финанцилизации. «Известия», 21 декабря 2010

 

Некомпетентность и коррумпированность власти, ее беспо-мощность при решении социальных и экономических проблем страны становятся все более очевидными. Особенно четко это проявляется при чрезвычайных ситуациях – жара, мороз, пожа-ры, наводнения, снегопады, дожди, теракты, беспорядки на ули-цах. Многое мы видим своими глазами. Но общую картину и настрой дает телевидение. Оно у нас, конечно, независимое, но мы знаем, что даже муха там не прожужжит лишнее. И если нам начали говорить и показывать больше, значит, был соответству-ющий сигнал сверху. Возможно, это новая политика руковод-ства страны, которое старается изменить ситуацию в лучшую сторону. Очень хочется в это верить. Из телевизора мы узнали о майоре Евсюкове, о бандитах в Кущевской, Гусь-Хрустальном и Александрове, о Химкинском лесе, об избиении корреспондента Олега Кашина, о проблемах ЖКХ, о спаивании россиян, о бес-порядках на Манежной, о коррумпированности милиции и необ-ходимости ее коренного реформирования вплоть до изменения названия. Мы узнали, что при госзакупках украден триллион рублей (десятая часть госбюджета) и что многие средние и мел-кие вожди и начальники оказались проходимцами и реально наказаны. Мы узнали, что один из столпов и создателей правя-щей партии при полном попустительстве и даже содействии с ее стороны у всех на глазах превратил Москву в центр коррупции, 24

 

утратил доверие и снят с должности. Если так пойдет, возможно, скоро мы услышим и о других не менее громких отставках тех, кто превратил в центр коррупции Россию, которая по этому по-казателю обогнала большинство стран мира и в рейтинге 2010 г. делит 154 место из 178 с такими странами как Папуа-Новая Гви-нея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау.16 И то, что об этом начали не просто говорить, но и делать обобщения, внушает оп-тимизм, хотя и осторожный.

 

16 «Российская газета», 26 октября 2010

 

Вышесказанное вызывает тоску и обреченность, у кого-то - протест. Может возникнуть вопрос: не сгущаем ли мы краски, не выдаем ли мы за системный беспредел отдельные недостатки? Ведь любая оценка предусматривает сравнение с чем-то. По-смотрим, как выглядит Россия в международных рейтингах. В Таблице 2 приведены данные о рейтинге России среди стран так называемой «Большой двадцатки». "Большая двадцатка" - G20 (официальное название: англ. Group of Twenty Finance Minister-sand Central Bank Governors) - группа наиболее развитых инду-стриальных стран: Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Ки-тай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз. Клуб G20 был создан в 1999 году и представляет 20 крупнейших экономик планеты. На долю стран "Большой двадцатки" приходится 90 процентов мирового ВВП и две третьих населения мира.
Из таблицы видно, что, будучи не бедной страной (мы нахо-димся в середине рейтинга по ВВП на душу населения), Россия уступает в других рейтингах большинству стран «двадцатки» (и не только «двадцатки») почти по всем показателям. Индонезию и Аргентину мы превосходим по развитию информационных технологий (IT) и у нас меньше умышленных убийств, чем в Южной Африке. Зато мы на первом месте от конца по уровню коррупции и по уровню экономической свободы. Обращает так- 25

 

же внимание исключительно низкий уровень в России необлага-емого подоходным налогом дохода (400 руб.) по
Таблица 2. Рейтинг России среди стран «Большой двадцатки» в 2009 г.
Страна
ВВП по ППС 2009,
1 чел.
17 долл. на
Необлагаемый
налогом
доход руб./мес.
Число
убийств на 100 тыс. чел.
Номер в рейтинге
Уровень эко-номической свободы
Уровень коррупции,
Уровень развития
инф. техно-логий, IT
Россия
15.100
400
20,1
143
154
74
США
46.000
35.000
4,2
9
22
3
Великобритания
34.200
21.770
1,4
16
20
15
Франция
32.500
18.821
1,7
64
25
19
Германия
34.200
26.489
1,1
23
15
20
Китай
6.700
15.144
н/д
135
78
46
Япония
32.600
10.091
0,4
20
17
17
Индия
3.200
8.277
3,4
124
87
54
Бразилия
10.100
24.648
н/д
113
69
59
Аргентина
13.900
н/д
н/д
138
105
87
Австралия
39.900
13.520
1,5
3
8
14
Канада
38.100
24.692
1,4
6
6
10
Индонезия
4.000
н/д
0,9
116
110
83
Италия
29.900
49.643
1,2
87
67
45
Мексика
13.200
н/д
13,0
48
98
67

 

Поиск документов

Искать!

Авторизация

Имя:
Пароль:
Вход!

Актуально

Планирование и контроль бюджета типографии

Вы хотите планировать бюджет?
Корректировать бюджет по итогам месяца?
Оперативно следить за финансовыми потоками?
Экономить средства?
Здесь представлена форма для создания плана бюджета по расходной и доходной частям.

Это интересно!

Рекомендуемые значения плотности красок при печати офсетным способом для типографий

Рекомендуемые значения плотности красок при триадной офсетной печати для типографий и заказчиков....

Рапорт сменного мастера

0026_Рапорт сменного мастера...

«Занятой» менеджер

Если менеджер отдела заказов типографии все время отвлекается во время ведения беседы...

Другие публикации

Национальная Ассоциация полиграфистов зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ №1103600000130 от 10.02.2010 г.
Перепечатка материалов, независимо от их формы и даты размещения, возможна только с установкой ссылки на сайт https://nrap.ru
© 2009-2025 Национальная Ассоциация полиграфистов,
Создание сайтов - Веб-студия "Алькор"
Партнеры
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования